| Название статьи: | ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЧУДЕС В «ПРОСКИНИТАРИИ» АРСЕНИЯ СУХАНОВА И «ЖИТИИ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА | 
	
		| Автор(ы): | Жарова И. Ю. | 
	
		| Рубрика: | НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ | 
	
		| Год: | 2012 | 
	
		| Номер журнала: | № 3 (XXV) | 
	
		| Страницы: | 50-57 | 
	
		| Индекс УДК: |  | 
	
		| Индекс ББК: |  | 
	
		| Аннотация: | Статья посвящена специфике жанра чуда в литературных памятниках XVII в. — «Проскинитарии» Арсения Суханова и «Житии» протопопа Аввакума. Анализируются тематические типы чудес и их функции в данных текстах. Сделан вывод о том, что в ходе эволюции жанра чудо стало использоваться для выражения личной авторской позиции. | 
	
		| Ключевые слова: | русская литература XVII в., проскинитарий, житие, знамение, чудо, Арсений, Аввакум | 
	
		| Cписок литературы: | 1	Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное // Памятники литературы Древней Руси: XVII век: в 2 кн. / Л. Дмитриев, Д. Лихачёв. М.: Худож. лит., 1989. Кн. 2. 2	Аввакум. Послание (первое) к некоему Симеону // Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т. М.: Тип. Лисснер Э. и Роман Ю., 1879. Т. 5 [под ред. Н. И. Субботина]. 3	Аввакум. Челобитная протопопа Аввакума царю Алексею Михайловичу // Памятники первых лет русского старообрядчества / под ред. Я. Л. Барскова. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. 4	Антропова Н. А. Рассказы о чудесах в произведениях Аввакума и Епифания как социальный феномен // Герменевтика древнерусской литературы. М: Знак, 2008. Сб. 13. 5	Арсений (Суханов). Проскинитарий // Православный Палестинский сборник. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1889. Т. VII (Вып. 21). 6	Архангельская А. В. Раскол в Русской Церкви. «Житие протопопа Аввакума». URL: http:// www.portal-slovo.ru/philology (дата обращения: 14.04.2012). 7	Белокуров С. А. Арсений Суханов: Исследование Сергея Белокурова: в 2 т. М.: Университетская тип., 1891. Т. 1. 611 с. 8	Кулешов Е. В. Народные рассказы о христианских чудесах в устном и письменном бытовании: опыт типологизации // Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. М.: Наследие, 1998. 9	Лихачёв Д. С. Великое наследие. М.: Современник, 1975. 367 с. 10	Мелетий. Путешествие во Иерусалим: Саровския общежительныя пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М.: Губ. тип. А. Решетникова , 1800. 325 с. 11	Мельников П. И. Исторические очерки поповщины. М.: Университетская тип., 1864. Ч. 1. 290 с. 12	Минеева С. В. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в контексте рукописной и жанровой традиции: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2002. 294 с. 13	Прокофьев Н. И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI–XVI вв. // Литература Древней Руси. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975. Вып. 1. 14	Решетова А. А. Древнерусская паломническая литература XVI–XVII веков (история и поэтика). Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2006. 768 с. 15	Серман И. Чудо и его место в исторических представлениях XVII–XVIII веков // Русская литература. 1995. № 2. 16	Стародумов И. В. Жанровая специфика повествований о посмертных чудесах святых под¬вижников в составе древнерусской агиографии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Омск, 2009. 211 с. 17	Трофимова Н. В. Чудеса в древнерусском воинском повествовании // Вестник Рязанского гос. ун-та имени С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). | 
	
		| PDF файл: |  Скачать |