Название статьи

ДЕТСКАЯ ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ КНИГА КАК ИСТОЧНИК ВОСПРИЯТИЯ РЕАЛЬНОСТИ: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ

Автор/ы

Е. Д. Лакизенко

Т. Л. Макарова

Сведения об авторе/авторах

Елизавета Дмитриевна Лакизенко — аспирант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия.

E-mail: tambria@mail.ru

Татьяна Львовна Макарова — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5251-3225
E-mail: tlmakarova27@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 368–378

Дата поступления статьи

24.01.2022

Дата одобрения рецензентами

11.10.2022

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-368-378

Индекс УДК

7.045

Индекс ББК

83.8+85.15

Аннотация

Традиционно дети копируют семейные и профессиональные отношения взрослых в своих играх. В литературе для детей важна тема изучения мира вокруг: как природы (в частности, животного мира), так и социального взаимодействия – отношений в семье и детском коллективе. Отдельная тема детской литературы — изучение внутреннего мира ребенка: формирование понимания и направлений развития его эмоций и чувств. У детей данного возраста только начинает развиваться логико-понятийная связь, поэтому иллюстрации в книгах для дошкольников находятся в прямой зависимости от текста. Игровая мотивация у младшего школьника медленно уступает место учебной, где действия выполняются ради определенных знаний и умений. Это верный путь для получения одобрения и признания как взрослых, так и сверстников, что определяет будущий статус ребенка (важный этап формирования самооценки). Не существует однозначного мнения по вопросу, насколько необходимо включать иллюстрации в детскую обучающую литературу. Данные о влиянии иллюстраций на понимание текста, прочитанного ребенком, неоднозначны. Многие исследователи уделяют внимание тому, что полное удаление иллюстраций может повлечь за собой естественное снижение мотивации к обучению и по этой причине «не следует игнорировать мотивационные и привлекательные аспекты иллюстраций: хорошо известно, что дети любят картинки».

Ключевые слова

иллюстрация, детская иллюстрация, образ иллюстрации, символика иллюстрации, книжная иллюстрация, особенности иллюстрации для младших школьников, дизайн, дизайн книги. 

Список литературы

1 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Уральский ун-т, 1999. 211 с. 

2 Мухина В. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. 608 с.

3 Попова Д. М. Детская книжка-игрушка как развивающая дизайн-форма: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2013. 24 с.

4 Выготский Л. С. Лекции по психологии. М.: Перспектива, 2018. 148 с.

5 Марьянович В. Поэтика в детской литературе. Белград: КИЗ «Центр», 2009. 210 с.

6 Кинг Э. Критическая оценка исследований читательских интересов, предпочтений и привычек детей // Институт Канадского образования и исследований. 1967. № 7. С. 312–326.

7 Кассандра А., Годвин Э. К., Фишер А. В. Будьте проще: оптимизация книжных иллюстраций улучшает внимание и понимание у начинающих читателей // Npj Science of Learning. 2020. № 5 (14). С. 1–14.

8 Макарова Т. Л., Лакизенко Е. Д. Принт в дизайне детской одежды — новый виток в истории современной иллюстрации // Костюмология. 2020. № 4. Т. 5. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/20IVKL420.pdf (дата обращения: 24.01.2022).

9 Лакизенко Е. Д., Макарова Т. Л. Анализ использования символа «Птица» в дизайне костюма из коллекций 2009–2019 гг. // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 282–292.

10 Макарова Т. Л., Лакизенко Е. Д. Образ цветка в современном дизайне костюма // Костюмология. 2020. № 1. Т. 5. URL: https://kostumologiya.ru/PDF/21IVKL120.pdf (дата обращения: 24.01.2022).

PDF-файл

Скачать