Название статьи |
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ПЕЧАТНОМ ТЕКСТИЛЕ. К ВОПРОСУ ОБ УСТОЙЧИВЫХ МОТИВАХ РУССКИХ НАБИВНЫХ ТКАНЕЙ |
Автор/ы |
Е. В. Морозова |
Сведения об авторе/авторах |
Екатерина Васильевна Морозова — кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии, Дизайн, Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0663-0498. E-mail: morosowa8888@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 56 |
Страницы |
С. 262–273 |
Дата поступления статьи |
22.03.2019 |
Дата публикации |
28.06.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-262-273 |
Индекс УДК |
7.01 + 745:677.02 |
Индекс ББК |
85.125 |
Аннотация |
Геометрический орнамент в зачаточной форме появляется в палеолите. В период неолита он предстает перед нами уже в вполне сформировавшемся виде и имеет устойчивые орнаментальные мотивы и построения. Представители высокоразвитых земледельческих культур отражают природу в геометрических символах. Можно выделить орнамент из ямок-кружков образующий полосы, бордюры, ромбические сетчатые орнаменты. С этим периодом непосредственно связано и возникновение текстиля. В керамике неолита текстиль являлся техническим отпечатком, но иногда вместе с орнаментом украшал изделия. Здесь так же можно видеть преемственность найденных в палеолите элементов (точек-ямок) и орнаментальных решений (рассадок). Эти готовые орнаментальные решения впоследствии получили дальнейшее развитие в русской набойке. Круг, квадрат, ромб, равнобедренный треугольник стали наиболее часто встречаемыми мотивами. Круг занимает особое место в набойке. Он делает любой мотив, заключенный в него, более симметричным, что позволяет равномерно располагать элементы орнамента на плоскости ткани, т. е. согласовывать их с решеточной структурой орнамента. Квадрат и ромб способны заполнить всю плоскость без промежутков. Поэтому они часто участвуют в построении решетки, становясь с ней одним целым. Равносторонний треугольник чаще всего используется для равномерного заполнения фона. Феномен устойчивости геометрических мотивов в орнаменте можно объяснить не только глубоким изначальным семантическим значением, но и возникшими в процессе развития схемами их расположения на поверхности предметов. Кроме того, геометрические узоры наиболее удобны для решения технически сложной задачи равномерного заполнения плоскости. Особую роль в устойчивости некоторых геометрических форм в орнаменте играет их симметрия и удобное вписывание в решеточные структуры. |
Ключевые слова |
геометрический орнамент, неолитическая керамика, сетчатое построение орнамента, устойчивые мотивы русской набойки, математические методы, решеточные построения, симметрия, группы симметрий. |
Список литературы |
1 Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного орнамента. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2008, 294 с. 2 Большов С. В., Большова Н. А. Знаковая система орнамента // Миф и символ. URL: http://www.mith.fantasy-online.ru/articles-4.html (дата обращения: 10.01.2019). 3 Гущин А. С. Происхождение искусства. М.: Искусство, 1937. 114 с. 4 Морозова Е. В. Композиционная структура раппортного рисунка. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2011. 32 с. 5 Морозова Е. В. Геометрические мотивы семантика, группа симметрии и их устойчивость в орнаментальном традиционном печатном текстиле // Мат. междунар. научн.-технич. конф. «Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности» (ИННОВАЦИИ-2015). М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2015. Ч. 4. С. 129–132. 6 Окладников А. П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967. 135 с. 7 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 607 с. 8 Стасов В. В. Русский народный орнамент (шитье, ткани, кружево). СПб.: Тип. тов-ва «Польза», 1872. Вып. I. 25 с. 9 Чернай И. Л. Истоки текстильного искусства первобытного населения лесной и лесостепной зон РСФСР: дис. … канд. искусствоведения. М., 1983. 178 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|