Название статьи

СЛОЖЕНИЕ ОБРАЗА БОГОМАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» В ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ Н. А. КОШЕЛЕВА. ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО

Автор/ы

С. И. Михайлова

Сведения об авторе/авторах

Светлана Игоревна Михайлова — старший преподаватель, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: na.svet@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2020

Номер журнала

Т. 55

Страницы

С. 210–219

Дата поступления статьи

14.11.2019

Дата публикации

28.03.2020

Индекс DOI:

10.37816/2073-9567-2020-55-210-219

Индекс УДК

7.046.3

Индекс ББК

85.147(2)

Аннотация

Работы на религиозную тематику русского художника второй половины XIX в. Н. А. Кошелева малоизвестны, большинство из них погибло в годы гонений на Церковь. Из сохранившихся представляют интерес два больших образа из домового храма при благотворительном приюте, созданном промышленниками-предпринимателями братьями Брусницыными. В 1920-е гг. эти иконы были тайно вывезены в Казанский храм отдаленного поселка Вырица, где они ныне и пребывают. В статье рассматриваются иконографические особенности одного из этих образов — Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое упоминание этой иконографии относится к 1683 г., когда иконописец Оружейной палаты Безмин написал такую икону для членов царской семьи. К XIX в. образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» стал очень распространен и любим в народе, а списки иконы прославились своими чудесами. Определенной четкой иконографии этот образ так и не получил: известны разные варианты, в том числе образ Самой Богоматери варьируется от царственного, торжественного до самого простого, «с белым платом на главе». Именно вариант с белым платом был выбран художником Кошелевым при создании образа для приюта Брусницыных. В статье проводится сравнение работы Н. А. Кошелева с первыми иконами данной иконографии — из Скорбященского храма на Ордынке в Москве, из Тихвинской часовни близ Стеклянного завода в Санкт-Петербурге, а также с работами известных современников художника — В. М. Васнецова и Т. А. Неффа. Творчество Кошелева в полной мере отражало тенденцию поиска новых иконографических образцов русскими художниками XIX в. Созданные им образы отличают необыкновенная теплота и духовная возвышенность, они представляют собой пример лучших образцов русской религиозной живописи XIX в. 

Ключевые слова

Н. А. Кошелев, икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», иконография, композиция, религиозная живопись, образ, Божественный Младенец, храм.

Список литературы

1 Акафист Пресвятой Богородице // Акафистник. М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2002. С. 23–31.

2 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: в 3 т. СПб.: Изд-во Чернышева, 1996. Т. 3. 392 с.

3 Богоматерь «Всех скорбящих радость», первая половина XVIII в., частное собрание, Германия // Сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…». URL: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=3067 (дата обращения: 06.01.2019).

4 Грабарь И. Э., Успенский А. И. Живописцы-иноземцы в Москве // История русского искусства. М.: Изд-во И. Н. Кнебеля, 1913. Т. 6: Живопись. Т. 1: До-Петровская эпоха. С. 409–424.

5 Зверев В. В. Произведения живописи Николая Кошелева в Храме Александровского подворья в Иерусалиме. Исследование технического состояния картин // Исторические Исследования. № 2 (2015). С. 127–169. // Электронный научный журнал Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/38/77 (дата обращения: 25.05.2017).

6 Знамение милости Божией: Чудесныя исцеления иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радости». СПб.: Изд-е книгопродавца Т. Ф. Кузина, 1896. 16 с.

7 Керзум А. П. Дом призрения в память Николая и Елены Брусницыных // Благотворительность в Санкт-Петербурге. 1703–1918. Историческая энциклопедия. СПб.: Лики России, 2016. С. 208–209.

8 Комашко Н. И., Соловьева И. Д. Безмин Иван Артемиевич // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. IV. С. 446–447.

9 Комашко Н. И. «Всех скорбящих Радость», икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. IX. С. 707–717.

10 Попов И. В., Пудова В. А. Святые лики Вырицы. СПб.: ГП ЛО ИПК «Вести», 2014. 200 с.

11 Поселянин Е. «Всех скорбящих Радость» // Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М.: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. Т. 2. С. 498–526.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации