Название статьи |
СЛОЖЕНИЕ ОБРАЗА БОГОМАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ» В ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ Н. А. КОШЕЛЕВА. ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО |
Автор/ы |
С. И. Михайлова |
Сведения об авторе/авторах |
Светлана Игоревна Михайлова — старший преподаватель, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: na.svet@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 210–219 |
Дата поступления статьи |
14.11.2019 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-210-219 |
Индекс УДК |
7.046.3 |
Индекс ББК |
85.147(2) |
Аннотация |
Работы на религиозную тематику русского художника второй половины XIX в. Н. А. Кошелева малоизвестны, большинство из них погибло в годы гонений на Церковь. Из сохранившихся представляют интерес два больших образа из домового храма при благотворительном приюте, созданном промышленниками-предпринимателями братьями Брусницыными. В 1920-е гг. эти иконы были тайно вывезены в Казанский храм отдаленного поселка Вырица, где они ныне и пребывают. В статье рассматриваются иконографические особенности одного из этих образов — Богоматери «Всех скорбящих Радость». Первое упоминание этой иконографии относится к 1683 г., когда иконописец Оружейной палаты Безмин написал такую икону для членов царской семьи. К XIX в. образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» стал очень распространен и любим в народе, а списки иконы прославились своими чудесами. Определенной четкой иконографии этот образ так и не получил: известны разные варианты, в том числе образ Самой Богоматери варьируется от царственного, торжественного до самого простого, «с белым платом на главе». Именно вариант с белым платом был выбран художником Кошелевым при создании образа для приюта Брусницыных. В статье проводится сравнение работы Н. А. Кошелева с первыми иконами данной иконографии — из Скорбященского храма на Ордынке в Москве, из Тихвинской часовни близ Стеклянного завода в Санкт-Петербурге, а также с работами известных современников художника — В. М. Васнецова и Т. А. Неффа. Творчество Кошелева в полной мере отражало тенденцию поиска новых иконографических образцов русскими художниками XIX в. Созданные им образы отличают необыкновенная теплота и духовная возвышенность, они представляют собой пример лучших образцов русской религиозной живописи XIX в. |
Ключевые слова |
Н. А. Кошелев, икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», иконография, композиция, религиозная живопись, образ, Божественный Младенец, храм. |
Список литературы |
1 Акафист Пресвятой Богородице // Акафистник. М.: Изд-е Сретенского монастыря, 2002. С. 23–31. 2 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: в 3 т. СПб.: Изд-во Чернышева, 1996. Т. 3. 392 с. 3 Богоматерь «Всех скорбящих радость», первая половина XVIII в., частное собрание, Германия // Сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…». URL: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=3067 (дата обращения: 06.01.2019). 4 Грабарь И. Э., Успенский А. И. Живописцы-иноземцы в Москве // История русского искусства. М.: Изд-во И. Н. Кнебеля, 1913. Т. 6: Живопись. Т. 1: До-Петровская эпоха. С. 409–424. 5 Зверев В. В. Произведения живописи Николая Кошелева в Храме Александровского подворья в Иерусалиме. Исследование технического состояния картин // Исторические Исследования. № 2 (2015). С. 127–169. // Электронный научный журнал Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/38/77 (дата обращения: 25.05.2017). 6 Знамение милости Божией: Чудесныя исцеления иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радости». СПб.: Изд-е книгопродавца Т. Ф. Кузина, 1896. 16 с. 7 Керзум А. П. Дом призрения в память Николая и Елены Брусницыных // Благотворительность в Санкт-Петербурге. 1703–1918. Историческая энциклопедия. СПб.: Лики России, 2016. С. 208–209. 8 Комашко Н. И., Соловьева И. Д. Безмин Иван Артемиевич // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. Т. IV. С. 446–447. 9 Комашко Н. И. «Всех скорбящих Радость», икона Божией Матери // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. IX. С. 707–717. 10 Попов И. В., Пудова В. А. Святые лики Вырицы. СПб.: ГП ЛО ИПК «Вести», 2014. 200 с. 11 Поселянин Е. «Всех скорбящих Радость» // Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М.: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. Т. 2. С. 498–526. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|