Название статьи |
ИСКУССТВО ЦЕРКОВНОГО ШИТЬЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ |
Автор/ы |
О. А. Ковтун |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Автономовна Ковтун — кандидат философских наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, пр-т Ленина, д. 86, 454080 г. Челябинск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2609-5813. E-mail: ol.kowtun2012@yandex.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 56 |
Страницы |
С. 226–235 |
Дата поступления статьи |
31.01.2019 |
Дата публикации |
28.06.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-226-235 |
Индекс УДК |
7.033 + 687.016 |
Индекс ББК |
85.126 |
Аннотация |
В данной статье к исследованию привлечены малоизученные произведения церковного золотого шитья, хранящиеся в ризнице собора Святого Симеона Верхотурского г. Челябинск. Автор ставит своей задачей изучение художественных промыслов женских монастырей и актуализацию темы церковного искусства в российской культуре. Священные предметы представляют важнейшую часть восточнохристианского культурного наследия. В исследовании рассматриваются стилистические и декоративно-художественные особенности произведений литургического шитья в XIХ в. В основе методологии исследования — принцип комплексного подхода, а также метод художественно-стилистического анализа. Методика исследования определялась задачей изучения церковного монастырского искусства на рубеже XIХ–XX вв. Предметы культа рассмотрены как произведения декоративно-прикладного искусства, участвующие в литургии. Художественно-стилистический метод анализа произведений позволил выявить влияние элементов светской и народной вышивок на орнаментику церковного шитья. Сочетание искусствоведческого и исторического подходов позволило наиболее точно определить временные рамки и художественные особенности рассматриваемых произведений в контексте искусства конца XIX в. Отмечена связь народного и религиозно-православного искусства в духовной культуре России. Результатом исследования является введение в научный оборот малоизвестных памятников церковного искусства. |
Ключевые слова |
церковное шитье, золотное шитье, плащаница, орнамент, восточнохристианская культура. |
Список литературы |
1 Алферов Д. Г. Монахини и послушницы Челябинского женского Одигитриевского монастыря // Челябинск неизвестный: краевед. cб. Челябинск: Центр ист.-культур. наследия г. Челябинска, 2008. Вып. 4. С. 366–388. 2 Азаров А. А. Русско-английский энциклопедический словарь искусств и художественных ремесел. В 2 т. Т. 2. // E.lanbook.com. URL: https://e.lanbook.com/book/51799 (дата обращения: 31.01.2019). 3 Козлякова Н. В. Художественная вышивка: орнаментальное золотное шитье: уч.-метод. пособие. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2009. 140 с. 4 Круглова А. Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV–XVІ веков. СПб.: Коло, 2011. 288 с. 5 Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 57 с. 6 Моисеенко Е. Ю., Фалеева В. А. Бисер и стеклярус в России XVIII – начало XX в. Л.: Художник РСФСР, 1990. 200 с. 7 Русское церковное искусство Нового времени = Russian ecclesiastical art modern times / сост. А. В. Рындина и др. М.: Индрик, 2004. 320 с. 8 Троицкий В. История плащаницы. Сергиев Посад. 1913 // Predanie.ru. URL: http://predanie.ru/ilarion-troickiy-svyaschennomuchenik/book/72267-istoriya-plaschanicy (дата обращения: 31.01.2019). 9 Хребина Т. В. Церковное шитье: традиции и современность: диc. … канд. искусствоведения. СПб., 2007. 380 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|