Название статьи |
К ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ТАНЦА В СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМАХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА |
Автор/ы |
Усанова Н.С., Никитин В.Ю. |
Сведения об авторе/авторах |
Наталья Сергеевна Усанова — доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129227 г. Москва, Россия. Вадим Юрьевич Никитин — доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129227 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 73 |
Страницы |
С. 273–282 |
Дата поступления статьи |
07.03.2024 |
Дата одобрения рецензентами |
08.04.2024 |
Дата публикации |
25.09.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-273-282 |
Индекс УДК |
793.3 |
Индекс ББК |
85.32 |
Аннотация |
В статье исследуется проблема сохранения традиций русского народного танца в хореографическом искусстве. Рассматриваются направления хореографического искусства, в которых используется русский танец в различной интерпретации: характерный танец, балет, народно-сценический танец, фолк-модерн и постфолк. На основе исторических аспектов выявлена последовательность развития различных видов танца в России. Достаточно подробно разбирается период «советского», а затем русского балета, когда многие балетмейстеры обращались к русской теме, не всегда используя лексику народного танца, но воплощая замысел художественными приемами классического балета, сохранили русский колорит и характер образов. Авторы обращаются к историческим фактам возникновения народно-сценического танца и делают вывод, что направление было создано искусственно, благодаря культурной политике советского руководства. В работе рассматривается актуальная проблема терминологического аппарата исследований в этой области. Ставится вопрос отличия характерного, народно-сценического и фольклорного танцев. Делается вывод, что единого мнения в научной литературе нет. В статье рассматривается взаимосвязь сценических танцевальных форм и традиций, приближенность или удаленность от народных основ. Исследуется влияние танца модерн на творчество русских балетмейстеров. Анализируется современное состояние процесса конвергенции современного танца и фольклорных традиций русского танца в творчестве молодых хореографов. |
Ключевые слова |
русский фольклор, балет, народный танец, характерный танец, современный танец, постфолк, фолк-модерн, модерн, стилизация, хореографическое искусство, русская танцевальная культура. |
Список литературы |
Исследования Аловерт Н. «Светлый ручей»: Вариации на тему // Русский базар. 2005. № 31 (484) C. 53–65. Барабанов Н. Русская сказка в балетах С. Прокофьева // Журнал «Искусство». URL: https://art. 1sept.ru/article. php?ID=201001204&ysclid=lqqhwa3pk1753760250 (дата обращения: 03.01.2024). Брезгин О.П. Сергей Дягилев. М.: Молодая гвардия, 2016. 639 с. Васенина Е.В. Российский современный танец. Генезис и специфика. М.: Новый формат, 2023. 183 с. Войлок С.А. Михаил Годенко — мастер танца: Воспоминания. Красноярск: Красноярское книжное издание, 1997.160 с. Красовская В.М. Нижинский. JI.: Искусство, 1974. 249 с. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. 4‑е изд., стер. СПб.: Лань, Планета музыки, 2010. 344 с. Михеева Л.Н. Россия в судьбе маэстро танца // Культурное наследие России. 2013. № 2, С. 23–25 Полякова А.С. Народный танец в современной хореографической культуре: феномен постфолка: автореф. дис. … канд. культурологии. Челябинск, 2022. 25 с. 10 Ткаченко Т.С. Народный танец. М.: Искусство, 1954. 680 с. 11 Усанова Н.С., Архипова М.Л. Прагматика бала в России в диахронном аспекте: от истории к современности // Вестник славянских культур. 2022. Т. 45. С. 71–82. 12 Устинова Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство. 1976. 151 с. 13 Устяхин С.В. Феномен фолк-модерн танца в современной хореографии: автореф. дис. … кандидата культурологии. Саранск, 2006. 20 с. 14 Чурко Ю.М. Проблемы интерпретации фольклора в современном хореографическом искусстве // Вестник Белорусского государственного университета. 2005. № 5. C. 38–45. 15 Чижова А.Э. Танцует «Березка». М.: Искусство. 1967. 91 с. 16 Балеты «русских сезонов» Дягилева в Париже // Kubansp. UPL: https:// kubansp.ru/development-to-the-year/kto-organizovyval-za-rubezhom-russkie-sezony-balety-russkih-sezonov/(дата обращения: 03.01.2024). 17 Русские хореографические сцены с пением и музыкой // Belkanto. UPL: https:// www.belcanto.ru/or-stravinsky-svadebka. html?ysclid=lqqhlz3xe8230494857 (дата обращения: 03.01.2024). |
PDF-файл |