Название статьи |
ВОКАЛЬНЫЕ КВАРТЕТЫ Ц. КЮИ В РУСЛЕ РАЗВИТИЯ РУССКОГО КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА |
Автор/ы |
Ренева Н.С. |
Сведения об авторе/авторах |
Наталия Сергеевна Ренева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыковедения, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 73 |
Страницы |
С. 305–313 |
Дата поступления статьи |
15.04.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
23.06.2024 |
Дата публикации |
25.09.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-305-313 |
Индекс УДК |
784.1 |
Индекс ББК |
85.314 |
Аннотация |
Цель статьи заключается в изучении жанра вокального квартета в творчестве Ц. Кюи. Рассматриваются вопросы претворения в вокальной музыке Ц. Кюи романтических, лирических тем поэзии А. Майкова, Ф. Тютчева; реалистических мотивов Н. Некрасова, А. Толстого; декадентских настроений Ф. Сологуба. В циклах вокальных квартетов ор. 59 и ор. 88 отмечены традиции хорового письма, идущие от первых русских композиторов, вокальные приемы, свойственные композиторам М. Мусоргскому, черты романсовой лирики в духе М.И. Глинки, П.И. Чайковского, воссоздание музыкального языка, присущего русскому Востоку. При этом Ц. Кюи органично совмещает русские национальные особенности с достижениями европейской музыки, что весьма уместно в контексте творческих установок «Могучей кучки». Авторское прочтение жанра вокального квартета прослеживается у Ц. Кюи в фактуре четырехголосного склада, которая может быть исполнена как ансамблем, так и хором, однако в любом случае сочинения сохраняют качество камерности. В результате установлено, что вокальные квартеты Ц. Кюи находятся в русле общего развития русского камерно-вокального искусства, дополняя общую картину ансамблевой и хоровой музыки. |
Ключевые слова |
Ц. Кюи, вокальный квартет, поэтические образы, романсовая лирика, хоровая фактура, национальные особенности вокальной музыки. |
Список литературы |
Исследования Алейников М.И., Селиверстова Н.Б. Кедров, Николай Николаевич (1871–1940) // Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова: [сайт]. URL: https://www.conservatory.ru/esweb/kedrov-nikolay-nikolaevich-1871–1940 (дата обращения: 27.09.2024). Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. 444 с. Корженьянц Т.В. Ц.А. Кюи // История русской музыки. М.: Музыка, 1994. Т. 7: 70–80‑е годы XIX века. Ч. 1. С. 173–209. Кюи Ц.А. Русский романс: очерк истории его развития. СПб.: Издание Н.Ф. Финдейзена, 1896. 209 с. Лаврикова Ю.Н. Хоровое творчество Цезаря Кюи: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2020. 26 с. Назаров А.Ф. Цезарь Антонович Кюи. М.: Музыка, 1989. 222 с. Наумов А.В. «Отзвуки войны» ор. 66 Ц.А. Кюи: к проблеме пафоса в камерно-вокальном жанре // Инновации в науке. 2015. № 41. С. 110–121. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_22919022_26974923. pdf (дата обращения: 30.03.2023). Тавастшерна // Литературная энциклопедия. М.: Художественная литература, 1939. Т. 11. Стб. 162‑163. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1622. htm (дата обращения: 25.09.2024). Хафизова Л. Как устроены русские колыбельные // Arzamas. academy: [сайт]. URL: https://arzamas. academy/materials/1553 (дата обращения: 27.09.2024) |
PDF-файл |