Название статьи

ВОКАЛЬНЫЕ КВАРТЕТЫ Ц. КЮИ В РУСЛЕ РАЗВИТИЯ РУССКОГО КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Автор/ы

Ренева Н.С.

Сведения об авторе/авторах

Наталия Сергеевна Ренева, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой музыковедения, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия
ORCID ID: 0009‑0006‑0124‑6653
E-mail: reneva-ns@rguk.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2024

Номер журнала

Т. 73

Страницы

С. 305–313

Дата поступления статьи

15.04.2023

Дата одобрения рецензентами

23.06.2024

Дата публикации

25.09.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-305-313

Индекс УДК

784.1

Индекс ББК

85.314

Аннотация

Цель статьи заключается в изучении жанра вокального квартета в творчестве Ц. Кюи. Рассматриваются вопросы претворения в вокальной музыке Ц. Кюи романтических, лирических тем поэзии А. Майкова, Ф. Тютчева; реалистических мотивов Н. Некрасова, А. Толстого; декадентских настроений Ф. Сологуба. В циклах вокальных квартетов ор. 59 и ор. 88 отмечены традиции хорового письма, идущие от первых русских композиторов, вокальные приемы, свойственные композиторам М. Мусоргскому, черты романсовой лирики в духе М.И. Глинки, П.И. Чайковского, воссоздание музыкального языка, присущего русскому Востоку. При этом Ц. Кюи органично совмещает русские национальные особенности с достижениями европейской музыки, что весьма уместно в контексте творческих установок «Могучей кучки». Авторское прочтение жанра вокального квартета прослеживается у Ц. Кюи в фактуре четырехголосного склада, которая может быть исполнена как ансамблем, так и хором, однако в любом случае сочинения сохраняют качество камерности. В результате установлено, что вокальные квартеты Ц. Кюи находятся в русле общего развития русского камерно-вокального искусства, дополняя общую картину ансамблевой и хоровой музыки.

Ключевые слова

Ц. Кюи, вокальный квартет, поэтические образы, романсовая лирика, хоровая фактура, национальные особенности вокальной музыки.

Список литературы

Исследования 

Алейников М.И., Селиверстова Н.Б. Кедров, Николай Николаевич (1871–1940) // Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова: [сайт]. URL: https://www.conservatory.ru/esweb/kedrov-nikolay-nikolaevich-1871–1940 (дата обращения: 27.09.2024).

Гордеева Е.М. Композиторы «Могучей кучки». М.: Музыка, 1985. 444 с. 

Корженьянц Т.В. Ц.А. Кюи // История русской музыки. М.: Музыка, 1994. Т. 7: 70–80‑е годы XIX века. Ч. 1. С. 173–209. 

Кюи Ц.А. Русский романс: очерк истории его развития. СПб.: Издание Н.Ф. Финдейзена, 1896. 209 с. 

Лаврикова Ю.Н. Хоровое творчество Цезаря Кюи: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2020. 26 с. 

Назаров А.Ф. Цезарь Антонович Кюи. М.: Музыка, 1989. 222 с. 

Наумов А.В. «Отзвуки войны» ор. 66 Ц.А. Кюи: к проблеме пафоса в камерно-вокальном жанре // Инновации в науке. 2015. № 41. С. 110–121. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_22919022_26974923. pdf (дата обращения: 30.03.2023). 

Тавастшерна // Литературная энциклопедия. М.: Художественная литература, 1939. Т. 11. Стб. 162‑163. URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1622. htm (дата обращения: 25.09.2024). 

Хафизова Л. Как устроены русские колыбельные // Arzamas. academy: [сайт]. URL: https://arzamas. academy/materials/1553 (дата обращения: 27.09.2024) 

PDF-файл

Скачать