Название статьи |
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА: РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ |
Автор/ы |
Г. Ю. Завгородняя |
Сведения об авторе/авторах |
Галина Юрьевна Завгородняя — доктор филологических наук, профессор, Литературный институт им. А. М. Горького, Тверской б-р, д. 25, 123104 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4830-4797 |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 238–254 |
Дата поступления статьи |
05.03.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
16.04.2021 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-238-254 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)53 |
Аннотация |
В статье рассмотрен частный случай взаимодействия А. П. Чехова с предшествующей литературной традицией, а именно — с романтическим мотивом союза героя и женщины, имеющей мифическую, иномирную природу. Согласно эстетике романтизма, герой в этом случае стремится через любовь приобщиться к идеальному миру, однако такой союз всегда обречен, более того, губителен либо для одного, либо для обоих. Один из вариантов развития подобного сюжета таков: героиня вводит героя в заблуждение (иногда — будучи просто заложницей своей сущности) красотой, пением и пр., впоследствии обнаруживая свою хтоническую или инфернальную природу. Анализ ряда рассказов А. П. Чехова показал, что на внешне-сюжетном уровне романтическая стилистика и образность подвергается снижению и пародированию. Однако на уровне внутреннем, подспудном Чехов неоднократно задействует именно этот романтический сюжет — разоблачения идеальной возлюбленной. Сюжет формируется за счет аллюзийных отсылок к мифологии и фольклору; это прежде всего портретные и пейзажные описания, имена, детали, повторы. Неочевидность этого подспудного сюжета в том, что все вышеупомянутое может быть прочитано и сугубо реалистически. Однако указанные элементы содержат возможность также и мифопоэтической интерпретации; кроме того, повторяемость в ряде произведений позволяет сделать вывод об их неслучайности и смыслообразующей функции в чеховских рассказах. За счет подобной формы диалога с романтизмом частные «истории из жизни» приобретают высокий уровень обобщения и символизации. |
Ключевые слова |
Чехов, рассказы, женские образы, традиция романтизма, мифопоэтика. |
Список литературы |
1 Альбов В. П. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова (Критический очерк) // Мир божий. 1903. № 1. С. 103–104. 2 Афанасьев Э. С. Творчество А. П. Чехова: Иронический модус. Ярославль: Яро-славский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 1997. 236 с. 3 Гроссман Л. П. Литературные биографии. М.: АСТ, 2012. 918 с. URL: https://clck.ru/32nGkK (дата обращения: 26.11.2022). 4 Грудкина Т. В. Феномен двойничества в русской литературе XIX века (В. Ф. Одоевский, А. П. Чехов): дис. … канд. филол. наук. Шуя, 2004. 194 с. 5 Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2011. 936 с. 6 Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: Axioma, 1996. 230 с. 7 Капустин Н. В. «Чужое слово» в прозе А. П. Чехова: жанровые трансформации. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003. 262 с. 8 Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1989. 261 с. URL: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml (дата обращения: 27.02.2021). 9 Катаев В. Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976. № 5. С. 71–77. URL: https://md-eksperiment.org/post/20151028-chehov-i-mifologiya-novogo-vremeni (дата обращения: 27.02.2021). 10 Катаев В. Б. Чехов плюс… Предшественники, современники, преемники. М.: Языки славянской культуры, 2004. 480 с. 11 Кройчик Л. Е. Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1986. 276 с. 12 Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1998. 399 с. 13 Лебедев А. А. Персонаж ранней прозы А. П. Чехова и традиция Н. В. Гоголя: 14 Литовченко М. В. Пушкинская традиция в прозе А. П. Чехова: дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 246 с. 15 Мильдон В. И. Чехов сегодня и вчера: («Другой человек»). М.: Всероссийский гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова, 1996. 174 с. 16 Новалис. Генрих фон Офтердинген. М.: Ладомир; Наука, 2003. 280 с. («Литературные памятники») 17 Паперный З. С. Записные книжки Чехова. М.: Сов. писатель, 1976. 391 с. 18 Парфенов А. И. Традиции русского романтизма в прозе А. П. Чехова 1888–1903 гг.: дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 210 с. 19 Полонский В. В. Между традицией и модернизмом. Русская литература рубежа XIX–XX веков: история, поэтика, контекст. М.: ИМЛИ РАН, 2011. 472 с. 20 Полоцкая Э. А. Внутренняя ирония в рассказах и повестях Чехова // Мастерство русских классиков: сборник. М.: Сов. писатель, 1969. С. 438–493. 21 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с. 22 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2002. 512 с. 23 Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. Л.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 1987. 180 с. 24 Хайнади З. Русская Психея. Чехов «Душечка» // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). 2005. № 16. С. 18–23. 25 Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения: в 18 т. М.: Наука, 1977. Т. 7: 1888–1891. 733 с. М.: Наука, 1977. Т. 8: 1892–1894. 525 с. М.: Наука, 1977. Т. 9: 1894–1897. 541 с. М.: Наука, 1977. Т. 10: 1898–1903. 491 с. 26 Чудаков А. П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 379 с. 27 Шишко Е. С. Мифологическое пространство в рассказах А. П. Чехова: дис … канд. филол. наук. Таганрог, 2006. 200 с. |
PDF-файл |