Название статьи |
О СУНДУЧНЫХ ИЗДЕЛИЯХ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА |
Автор/ы |
Г. А. Пудов |
Сведения об авторе/авторах |
Глеб Александрович Пудов — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела народного искусства, Государственный Русский музей, ул. Инженерная, д. 4, 191198 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7270-8065. E-mail: narodnik80@list.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 57 |
Страницы |
С. 246-257 |
Дата поступления статьи |
18.02.2020 |
Дата публикации |
28.09.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-246-257 |
Индекс УДК |
749 |
Индекс ББК |
85.126(2) |
Аннотация |
Производство сундучных изделий достигло в Великом Новгороде блестящего расцвета. Однако его история мало привлекала внимания исследователей. Обзор источниковедческой базы дал противоречивую картину: сведения по истории сундучного производства сохранились, но они отрывочны и в большинстве случаев косвенны. Цель настоящей работы — выявление на основе доступных материалов картины развития новгородского сундучного производства, определение его особенностей. Задачи: обобщение имеющейся на настоящий момент информации о сундучных изделиях Новгорода, анализ сохранившихся произведений, реконструкция не сохранившихся. Наиболее ранние сведения содержатся в берестяных грамотах. Интересную информацию дают фрагменты берестяных коробей из Новгородского музея-заповедника. При учете особенностей истории и культуры Новгорода возможно реконструировать некоторые аспекты, связанные с техникой изготовления и художественным стилем древнейших сундучных изделий (XII–XIII вв.). О сундучном производстве XIV–XV вв. свидетельствуют изделие мастера Самуила и ларец архиепископа Евфимия. Несмотря на разгром города Иваном Грозным, сундучное дело не угасло — в XVI столетии множество мастеров упоминаются в Писцовых книгах. В XVIII в. оно переживало глубокий упадок. В конце концов, новгородское сундучное дело потеряло общероссийское значение и стало исключительно локальным художественным явлением. С периодами упадка и расцвета оно просуществовало до XX столетия. |
Ключевые слова |
Великий Новгород, сундук, ларец, мастер, ремесло, народное искусство, производство, Новгородский музей, коллекция, международные связи. |
Список литературы |
1 Арциховский А. В. Новгородские ремесла // Новгородский исторический сборник / под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова. Новгород: [Б.и.], 1939. Вып. 6. C. 3–11. 2 Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962–1976 гг.). М.: Наука, 1978. 192 c. 3 Бахрушин С. В. О территориальном разделении труда в XVI – начале XVII в. // Научные труды / под ред. А. А. Зимина и др.; вступит. ст. В. И. Шункова. М.: Изд-во АН СССР, 1952. [Т.] 1: Очерки по истории ремесла, торговли и городов Русского централизованного государства XVI – начала XVII в. С. 37–65. 4 Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в / отв. ред. С. А. Токарев / АН СССР. Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо- 5 Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения ГРМ. М.: Изобразительное искусство, 1976. Вып. XI. С. 3–9. 6 Бочаров Г. Н. Прикладное искусство Новгорода Великого. М.: Наука, 1969. 129 с. 7 Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XV в.: Сб. / ред.-сост. И. А. Стерлигова. М.: Наука, 1996. 511 c. 8 Динцес Л. А. О методе изучения и планирования экспозиции народного искусства в Государственном Русском музее // Сообщения ГРМ. М.: Изобразительное искусство, 1976. Вып. XI. С. 181–190. 9 Древняя Русь. Быт и культура / отв. ред. Б. А. Колчин, Т. И. Макарова. М.: Наука, 1997. 368 с. 10 Жижина С. Г., Попова З. П., Жегалова С. К. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву. ГИМ. М.: Искусство, 1967. 262 с. 11 Жолтовский П. Н. Ларец мастера Самуила // Советская археология. 1958. № 4. С. 209–213. 12 Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М.: Олма Медиа групп, 2015. 446 с. 13 Итоги переписи промышленных заведений 1920 г. по Новгородской губернии. Нижний Новгород: тип. Новгубсоюза, 1922. Вып. I: Список промышленных заведений. 312 с. 14 Колчин Б. А. Новгородские древности. Деревянные изделия. САИ, Е1-55. 15 Колчин Б. А., Янин В. Л., Ямщиков С. В. Древний Новгород. Прикладное искусство и археология. М.: Искусство, 1985. 167 с. 16 Кудрявцев А. А. Замки и ключи в материальной культуре средневекового Новгорода: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2014. 28 с. 17 Лавочные книги Новгорода-Великого, 1583 г. / пред. и ред. С. В. Бахрушина; Рос. ассоциация науч.-исслед. ин-тов обществ. наук. Ин-т истории. М.: РАНИОН, 1930. 56 с. 18 Майков В. В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1911. 307 с. 19 Мешалин И. В. Промышленность г. Новгорода в XVIII веке // Новгородский исторический сборник. Новгород: Тип. Новг. изд-ва, 1940. Вып. 7. С. 39–47. 20 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов // Полное собрание русских летописей. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 3. 692 с. 21 Новгородские летописи [Так названные Новгородская вторая и Новгородская третья летописи]. СПб.: Археографическая комиссия, 1879. 115 с. 22 Описи Соловецкого монастыря XVI века / сост. З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик; отв. ред. М. И. Мильчик. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 355 с. 23 Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII–XVIII вв. Сборник документов / сост. И. Ю. Анкудинов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 664 с. 24 Пудов Г. А. Уральские сундуки XVIII–XX веков: История. Мастера. Произведения. СПб.: Первый класс, 2016. 339 с. 25 Русская деревянная скульптура: Альбом / сост. Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын; авт. вступит. ст. и кат. С. И. Масленицын. М.: Изобразит. искусство, 1994. 327 с. 26 Сапунов Б. В. У истоков русской мебели (XI–XIII вв.). // Труды Государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1983. Т. XXIII. Из истории русской культуры. С. 7–18. 27 Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.: Сварог, 2000. 476 с. 28 Таможенные книги Великого Новгорода 1610/11 и 1613/14 годов. СПб.: ПиК, 1995. 285 с. 29 Трифонова А. Деревянная пластика Великого Новгорода XIV–XVII веков. М.: Северный Паломник, 2010. 160 с. 30 Чернышев В. А. Рамочно-филеночная конструкция в изделиях русских мастеров XII–XVII веков // Труды Государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1983. Т. XXIII. Из истории русской культуры. С. 19–24. 31 Штаден Г. Записки немца-опричника / сост. и коммент. С. Ю. Шокарева. М.: Росспэн, 2002. 238 с. 32 Янин В. Л. По поводу заметки П. Н. Жолтовского «Ларец мастера Самуила» // Советская археология. 1958. № 4. С. 213–215. 33 Csillery K. K. Le coffre de charpenterie // Acta ethnographica. Academiae scietiarium Hungaricae. Budapest: Magyar tudományos akadámia, 1950. T. I. Fascilius 1–4. P. 239–283. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|