Название статьи

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ С.А. ЕСЕНИНА «МОСКВА КАБАЦКАЯ» И ЕГО ОЦЕНКА В КРИТИКЕ 1920-х гг.

Автор/ы

Савченко Т.К.

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Константиновна Савченко — доктор филологических наук, профессор, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, ул. Академика Волгина, д. 6, 117485 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1230-5624
E-mail: t.k.savchenko@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 72

Страницы

С. 198–211

Дата поступления статьи

14.08.2023

Дата одобрения рецензентами

20.02.2024

Дата публикации

25.06.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-72-198-211

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус) 6

Аннотация

Статья посвящена поэтическому циклу С.А. Есенина «Москва кабацкая» (который характеризует совокупность доминирующих в творчестве поэта 1921–1923 гг. мотивно-образных комплексов) и его оценке в критике 1920-х гг. Приводится творческая история цикла как художественной автобиографии поэта. Перечисляются основные авторские принципы циклизации. Рассматривается центральный — многомерный и неоднозначный — образ лирического героя, маска которого («поэт-хулиган») является формой протеста против действительности. «Москва кабацкая» (как вариация стихии русской мятежной души) — одновременно свидетельство духовного кризиса (вызванного столкновением романтического идеала с действительностью) и выхода из него. Ни одно из произведений Есенина не вызывало столь бурного обсуждения и полярных оценок, как «Москва кабацкая». Дается анализ литературно-критического материала, демонстрирующего неоднозначное восприятие произведений, что объяснялось политическими и групповыми пристрастиями. Критические отзывы представлены тремя основными группами: высокая оценка «Москвы кабацкой» как имеющей «большую художественную ценность»; положительная оценка произведений как важного этапа есенинского творчества, но при этом указание на опасность их «разлагающего влияния»; восприятие «Москвы кабацкой» как «зловещего пьяного цикла».

Ключевые слова

С.А. Есенин, поэтический цикл «Москва кабацкая», творческая история, литературная критика, разноречивость восприятия и оценок.

Список литературы

Список литературы
Исследования

1 Авдонина Л.Н. «Ресторанные» мотивы в поэзии Серебряного века // Русская речь. 2013. № 1. С. 19–24.

2 Алексеева А.А. «Кабацкие» мотивы Есенина и «ресторанные» мотивы Блока // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха: сб. науч. тр. М.; Константиново; Рязань: Изд-во Гос. музея-заповедника С.А.
Есенина, 2018. Ч. III / Серия: Есенин в XXI веке. Вып. 6 / отв. ред.: О.Е. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. С. 575–581.

3 Алексеева А.А. «Москва кабацкая» С.А. Есенина как художественное единство // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. № 3. С. 103–106.

4 Базанов В.Г. О Сергее Есенине (заметки) // Русская литература. 1974. № 4. С. 19–34.

5 Базанов В.Г. Сергей Есенин и книгоиздательство «Московская трудовая артель художников слова» (1918–1920) // Есенин и современность / под ред. В.Г. Базанова. М.: Современник, 1975. С. 120–141.

6 Быкова А.Л. Замысел и структура лирической книги «Москва кабацкая» // Карповские чтения. Арзамас: Изд-во Арзамасского ф-ла Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2018. Вып. 8. С. 268–280.

7 Быкова А.Л. Структура и целостность «Москвы кабацкой» С.А. Есенина. «Вступление» к книге // Приволжский научный вестник. 2013. № 8 (24). Т. 2. С. 85–88.

8 Быкова А.Л., Пяткин С.Н. «Не жалею, не зову, не плачу…» как заключительное стихотворение книги «Москва кабацкая» // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 243–245.

9 Бубнов С.А. Книга стихов С.А. Есенина «Москва кабацкая» в восприятии современников поэта // Известия Саратовского университета. Серия: Филология. Журналистика. 2014. Т. 14. Вып. 5. С. 96–100.

10 Бюллетень литературы и жизни. 1924. № 4. С. 228.

11 Воронский А.К. Дела литературные // Прожектор. 1923. № 22. С. 20–22.

12 Воронский А.К. Литературные силуэты // Красная новь. 1924. № 1. С. 276–291.

13 Воронский А.К. Советская литература и белая эмиграция // Прожектор. 1925. № 17. С. 22–24.

14 [Восп. Р. Вильямса] / пер. с англ. П. Чумака // Москва. 1960. № 12. С. 168–170.

15 Гиппиус З.Н. Судьба Есениных // Последние новости. 1926. № 1772. 28 января. С. 2–3.

16 Груздев И. [Рецензия] // Русский современник. 1924. № 3. С. 255.

17 Жиц Ф.А. Почему мы любим Есенина (этюд) // Красная новь. 1926. № 5. С. 216–222.

18 Земсков В., Правдина И. В творческой лаборатории Есенина // Русская литература. 1960. № 1. С. 177–192.

19 Карпов Е.Л. Драматическое своеобразие лиризма Есенина в цикле «Москва кабацкая» из книги «Стихи скандалиста» // Славянская филология. Творчество С.А. Есенина: Традиции и новаторство. Науч. труды. Рига: Изд-во Латвийского ун-та, 1990. Т. 550. С. 56–64.

20 Крученых А. Новый Есенин. О первом томе «Собрания стихотворений» <Есенина>. Продукция № 138. М.: изд. авт., 1926. С. 5.

21 Лежнев А. Литературный обзор // Печать и революция. 1925. № 1. С. 129–130.

22 Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. 2-е изд. М.: Астрель, 2011. 607 с.

23 Лелевич Г. О пролетарском литературном молодняке. М.: Новая Москва, 1926. С. 53–55.

24 Лелевич Г. О Сергее Есенине // Октябрь. 1924. № 3. С. 180–182.

25 Лелевич Г. По журнальным окопам // Молодая гвардия. 1924. № 7–8. С. 268–269.

26 Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: ИМЛИ РАН, 2008. Т. 3 (2). 575 с. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 4. 736 с. М.: ИМЛИ РАН, 2013. Т. 5 (1). 832 с. М.: ИМЛИ РАН, 2018. Т. 5 (2). 1160 с.

27 Марченко А. Поэтический мир Есенина. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1989. 304 с.

28 Машбиц-Веров И.М. [Рецензия] // Октябрь. 1925. № 2. С. 142–143.

29 Мекш Э.Б. Сюжетно-композиционная система книги стихов С. Есенина «Москва кабацкая» // Сюжетосложение в русской литературе: сб. ст. Даугавпилс: Изд-во Даугавпилсского педагогического ин-та, 1980. С. 105–113.

30 Народный учитель. 1925. № 2. С. 113.

31 Наумов Е. Сергей Есенин: Жизнь и творчество. 2-е изд. М.; Л.: Просвещение, 1965. 280 с.

32 Никонов В.А. Поэт большого сердца // Стрежень. 1925. № 1. С. 10–11.

33 Осоргин М.А. «Отговорила роща золотая…»: Памяти Сергея Есенина // Последние новости. 1925. № 1745. 30 декабря. С. 3.

34 Осоргин М.А. Путешествующие в прекрасном // Последние новости. 1924. № 1205. 27 марта. С. 3.

35 Петрова М.А. Элегический модус в жанровой системе С.А. Есенина // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Филологические науки. 2012. № 3. С. 24–31.

36 Прокушев Ю.Л. Народное. Пророческое. Вечное // Есенин С. Собр. стихотворений: в 3 т. М.: Изд-во Полиграфресурсы, 1994. Т. 1. 330 с.

37 Пяткин С.Н. «Прощание с хулиганством» С. Есенина как филологический миф // Есенин и поэзия России XX–XXI веков: Традиции и новаторство: мат. Междунар. научн. конф. / отв. ред.: О.Е. Воронова, А.Н. Захаров. М.; Рязань; Константиново; ИМЛИ РАН; Гос. музей-заповедник С.А. Есенина: Изд-во Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, 2004. С. 216–222.

38 С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / вступ. ст., сост. и коммент. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. М.: Худож. лит., 1986. 511 с.

39 Савченко Т.К. Есенин и русская литература ХХ века: Влияния, взаимовлияния, литературно-творческие связи. М.: Русскiй Мiръ, 2014. 560 с.

40 Селивановский А.П. «Москва кабацкая» и «Русь советская» // Забой. 1925. № 7. С. 15–16.

41 Семенова С. Полюса русской души и русской идеи в поэзии Сергея Есенина // Метафизика русской литературы: в 2 т. М.: Издат. дом «ПоРог», 2004. Т. 1. С. 359–389.

42 Сибирские огни. 1924. № 4. С. 191.

43 Солнцева Н.М. Сергей Есенин. 4-е изд. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 2004. 83 с.

44 Сухов А.В. Музыкальный образ гитары в творчестве С.А. Есенина // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 4 (12). С. 71–75.

45 Товарищ Терентий. 1925. № 4–5. С. 10.

46 Фомин С. Из воспоминаний // Памяти Есенина. М.: Всероссийский Союз поэтов, 1926. С. 126–135.

47 Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М.: Грозный, 1988. 187 с.

48 Ходасевич В.Ф. Есенин (Парижский альбом) // Дни. Париж. 1926. № 1019. 30 мая. С. 3.

49 Чапыгин А.П. О Сергее Есенине // Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников / сост. Н.И. Шубниковой-Гусевой; подгот. текстов и коммент. С.П. Кошечкина и др. М.: Республика, 1995. С. 155–162.

50 Чет и нечет. Альманах поэзии и критики. М.: изд. авт., 1925. 48 с.

51 Шубникова-Гусева Н.И. Сергей Есенин и Галина Бениславская. СПб.: Росток, 2008. 480 с.

52 Эрлих В. Право на песнь. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930. 104 с.

53 Юдкевич Л.Г. Лирический герой Есенина. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1971. 210 с.

54 Юшин П.Ф. Поэзия Сергея Есенина 1910–1923 годов. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1966. 319 с.

55 Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1969. 480 с.

Источники
56 Блок А. Собр. соч.: в 6 т. Л.: Худож. лит., 1980. Т. 2 / сост. и прим. Вл. Орлова. 472 с.

57 Есенин С. Полн. собр. соч.: в 7 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: Наука; Голос, 1997. Т. 2. 464 с. М.: Наука; Голос, 1998. Т. 3. 720 с. М.: Наука; Голос, 1999. Т. 6. 816 с.

PDF-файл

Скачать