Название статьи

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ИНОКУЛЬТУРНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

Автор/ы

А. Ф. Поломошнов

Л. А. Поломошнов

Сведения об авторе/авторах

Андрей Федорович Поломошнов — доктор философских наук, профессор кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, Донской государственный аграрный университет, ул. Кривошлыкова, д. 24, 346493 пос. Персиановский, Октябрьский р-н, Ростовская обл., Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6312-9440
E-mail: paf1@mail.ru

Лев Андреевич Поломошнов — соискатель кафедры истории зарубежной и отечественной философии, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета, Днепровский пер., д. 116, 344065 г. Ростов-на-Дону, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2107-9574
E-mail: lgvel@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 67–80

Дата поступления статьи

05.03.2021

Дата одобрения рецензентами

06.07.2021

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-67-80

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71

Аннотация

Либеральные российские реформы на рубеже тысячелетий актуализируют в национальном дискурсе проблему инокультурных заимствований. В статье на примерах концепций П. Я. Чаадаева, Ф. М. Достоевского и Н. А. Бердяева анализируется связь между инокультурными заимствованиями и чертами национального характера, которые определяют отношение к другим культурам и отношение к качественным трансформациям общества. Во всех этих концепциях отражается противоречивость соответствующих черт национального характера.  Позиция П. Я. Чаадаева противоречива. Если в «Философических письмах» он одновременно отмечает отсутствие новаторства и отсутствие почвенности у русского народа, то в «Апологии сумасшедшего» Чаадаев приписывает русскому народу, напротив, парадоксальное единство национального консерватизма и способности к новаторству. Ф. М. Достоевский усматривает в основе национального характера синтез национальной почвенности и всемирной отзывчивости. Н. А. Бердяев формулирует две антиномии русской души: 1) антиномию универсализма и национализма и 2) антиномию «безграничной свободы духа» и «неслыханного сервилизма», не находя убедительного разрешения этих антиномий. Авторы приходят к выводу, что в результате взаимодействия инокультурных инноваций и связанных с их восприятием черт русского национального характера в нем актуализируются те или иные модусы антиномий, выявленных отечественными мыслителями. В результате в национальном характере формируется их определенный баланс, обеспечивающий специфическую историческую преемственность и устойчивость его архетипических структур.

Ключевые слова

национальный характер, Достоевский, Чаадаев, Бердяев, нацио-нальная идентичность, инокультурные заимствования.

Список литературы

1 Аксючиц В. О русском национальном характере // Православие.Ru. URL:
https://pravoslavie.ru/87.html (дата обращения: 04.03.2021).

2 Амельченко С. Н. Деконструкция ментального кода российской культуры в контексте глобализации // Философия и культура. 2013. № 2 (62). С. 171–181.

3 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.

4 Бердяев Н. А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008. 318 с.

5 Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. 208 с.

6 Горшков М. К. Проблемы национальной безопасности в информационном обществе // Власть. 2014. № 11. С. 8–12.

7 Достоевский Ф. М. Мы в Европе лишь Стрюцкие // Достоевский Ф. М. Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, 1989. С. 372–376.

8 Достоевский Ф. М. Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861 год // Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 15 т. СПб.: Наука, 1993. Т. 11. С. 5–11.

9 Достоевский Ф. М. Примирительная мечта вне науки // Достоевский Ф. М. Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, 1989. С. 368–372.

10 Достоевский Ф. М. Пушкин (очерк) // Достоевский Ф. М. Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, 1989. С. 523–537.

11 Кондаков И. В. Ментальная доминанта российской цивилизации // Философские науки. 2000. № 3. С. 23–32.

12 Лосский Н. О. Характер русского народа. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1957. 152 с.

13 Магарил С. А. К вопросу о русском национальном характере // Современная научная мысль. 2014. № 2. С. 34–48.

14 Моисеева Н. А. Национальный характер как основа объективации жизненных ценностей русской национально-духовной культуры // Вопросы культурологии. 2011. № 5. С. 18–23.

15 Национальная идея России: «Моя страна должна быть, и должна быть всегда!», или О том, что должны делать власть и общество, чтобы это было так. В 6 т. // В. И. Якунин и др.; под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2012. Т. 3. С. 1499–2198.

16 Солженицын А. И. Россия в обвале. М.: Русский путь, 2006. 208 с.

17 Федотов Г. П. Письма о русской культуре // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: в 2 т. СПб.: София, 1991. Т. 2. 352 с.

18 Храмов И. В. Национальный характер и его ментальные основания: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. 22 с.

19 Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М.: Современник,1987. С. 134–146.

20 Чаадаев П. Я. Философические письма: письмо первое // Чаадаев П. Я. Статьи и письма. М.: Современник,1987. С. 33–49.

21 Шаповалов В. Ф. Россиеведение: учебн. пособ. для вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 576 с.

PDF-файл

Скачать