Название статьи

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ФРАЗЕОРЕФЛЕКСОВ В РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Автор/ы

Э. А. Салихова

Ю. Р. Мурсалимова

Сведения об авторе/авторах

Эльвина Ахнафовна Салихова — доктор филологических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, ул. Карла Маркса, д. 12, 450008 г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9570-1763. E-mail: salelah12@yandex.ru

Юлия Рамилевна Мурсалимова — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Уфимский государственный авиационный технический университет, ул. Карла Маркса, д. 12, 450008 г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8757-5795, E-mail: ishmakova1@yandex.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2021

Номер журнала

Т. 59

Страницы

С. 268–280

Дата поступления статьи

20.08.2019

Дата публикации

28.03.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-268-280

Индекс УДК

80

Индекс ББК

81.2-3+86

Аннотация

Вниманию предлагается фрагмент социопсихолингвистического исследования религиозного компонента ассоциативного значения слова — компонента структуры слова, вызывающего на психовербальном уровне в сознании представителей христианской (православной) и исламской (мусульманской) общности некоторый минимум сходных вербальных реакций по ряду признаков (внутренним — перцептивного, когнитивного, аффективного характера и внешним — ситуативным). Авторы исходят из исследовательской установки на то, что изучение межконфессионального речевого общения обусловлено важностью этого феномена как одного из аспектов лингвосоциальной структуры. Результаты поэтапно проведенных в 2012–2018 гг. экспериментов демонстрируют важный для исследования вывод: религиозный компонент разной степени сформированности и осознанности присутствует в языковом сознании практически каждого носителя русского языка (независимо от принадлежности к определенной этногруппе), в том числе у участников религиозных групп. Показано, что межконфессиональным группам характерен разный социальный опыт и вытекающее отсюда свое-образие ценностно-смысловых ориентаций, что определяет сложную диалектику их социально-психологического и речевого взаимодействия. Роль слова в формировании религиозности индивида заключается в том, что именно его значение может выступать не только как «прозрачный» с точки зрения семантики код религиозного знания, но и как предмет культа, как религиозный объект. Перспективы изучения специфики религиозного компонента значения слова направлены на анализ особенностей языкового сознания людей по принадлежности к разным религиям.

Ключевые слова

ассоциации, исламская языковая картина мира, конфессиональная группа, культуремы, мифологемы, религиозное сознание, религиозный компонент значения слова, славянская языковая картина мира, фразеорефлексы, языковое сознание.

Список литературы

1 Бугаева И. В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2010. 48 с.

2 Гак В. Г. Национальная специфика языковых рефлексов // Языковая личность и семантика. Волгоград: Перемена, 1994. С. 33–34. 

3 Как измеряли вес души человека // Antipsychiatry.ru. URL: https://antipsychiatry.ru/index.php?i=content&mode=articles&t=8247 (дата обращения: 25.04.2019).

4 Мифология // Kulturoznanie.ru. URL: http://kulturoznanie.ru/?div=mythology (дата обращения: 25.04.2019).

5 Мурсалимова Ю. Р. Актуализация религиозного компонента значения слова: дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2018. 223 с. 

6 Мурсалимова Ю. Р., Салихова Э. А. Религиозное знание с точки зрения категорий «значение» и «знание» / «познание» // Вестник ВЭГУ. Серия Филология. 2013. № 2 (64). С. 125–130.

7 Мурсалимова Ю. Р. Салихова Э. А. Special aspects of personal linguistic identity // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 1 (56). С. 173–178.

8 Мурсалимова Ю. Р., Салихова Э. А. Специфика языкового сознания православных и мусульман Башкортостана // Концепт. 2018. Вып. 8. URL: https://mcito.ru/publishing/best_article/2018/participants.html (дата обращения: 25.04.2019).

9 Пак Сон Гу. Фразеорефлексы с компонентом Бог в русском языке // Язык, сознание, коммуникация. М.: Диалог-МГУ, 1999. Вып. 10. С. 35–40.

10 Роза в истории, мифах и легендах // Housekeeping.kulichki.net. URL: http://housekeeping.kulichki.net/?flora/rose_myth_and_legend/2.html (дата обращения: 25.04.2019).

11 Салихова Э. А. Моделирование процессов овладения и пользования психологической структурой значения слова. Уфа: Чурагул-Вагант, 2012. 478 с.

12 Салихова Э. А. Религиозное языковое сознание православных и мусульман Башкортостана: социопсихолингвистический подход к исследованию проблемы // НИИАЦ «Ракурс-М». URL: http://lawinrussia.ru/content/religioznoe-yazykovoe-soznanie-pravoslavnyh-i-musulman-bashkortostana (дата обращения: 22.04.2019).

13 Синелина Ю. Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Социологичекие исследования. 2009. № 4. С. 89–95.

14 Словарь русского языка С. И. Ожегова / под ред. проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1989. 750 с.

15 Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. 192 с. 

PDF-файл

Скачать