Название статьи |
АНТОН АЖБЕ И ЕГО ЮГОСЛАВЯНСКИЕ УЧЕНИКИ |
Автор/ы |
Ю. С. Мерецкая |
Сведения об авторе/авторах |
Юлия Сергеевна Мерецкая — аспирант кафедры теории и истории искусства, Российский государственный гуманитарный университет, ГСП-3, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8725-5123. E-mail: jmer7@yandex.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 58 |
Страницы |
С. 300-307 |
Дата поступления статьи |
10.02.2020 |
Дата публикации |
28.12.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-58-300-307 |
Индекс УДК |
7.036 |
Индекс ББК |
85.103(4Авс)53 |
Аннотация |
В 1891 г. в Мюнхене была открыта частная художественная школа Антона Ажбе (1862–1905), художника и педагога из Словении, через которую прошло множество художников со всего мира. Педагогический метод А. Ажбе, базирующийся на «Принципе шара» и «Принципе кристаллизации красок», оказал определенное влияние на стилистическое развитие искусства Европы и России в конце XIX – начале XX вв. Отличительной чертой метода Ажбе было комплексное воздействие серьезной технической подготовки и открытости новым идеям, что позволяло развивать индивидуальные творческие наклонности студентов, которые впоследствии работали в совершенно различных стилистических направлениях, в том числе авангарда. В данной статье дается краткий обзор творческого пути наиболее известных югославянских учеников Ажбе (словенцев, сербов и хорватов), рассматриваются некоторые аспекты их взаимоотношений с учителем, а также прослеживается влияние педагогического метода Ажбе на их стилистическое развитие. Так, последовательно рассмотрено творчество словенских импрессионистов Р. Якопича, И. Грохара, М. Ямы и М. Стернена, хорватских живописцев Й. Рачича и О. Германа и сербской художницы Н. Петрович. В заключение делается вывод о привнесении югославянскими учениками Ажбе элементов его живописных принципов в искусство Словении, Сербии и Хорватии. |
Ключевые слова |
педагогический метод Ажбе, ученики Ажбе, словенские импрессионисты, экспрессионизм, принцип кристаллизации красок, принцип шара, Надежда Петрович, Йосип Рачич, Оскар Герман. |
Список литературы |
1 Барановский В. И., Хлебникова И. Б. Антон Ажбе и художники России. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. 256 c. 2 Кирилина Л. А. Штирия // Знакомьтесь, Словения! / авт.-сост. и отв. ред. И. В. Чуркина. М.: Культура, 1996. С. 91–106, 192. 3 AA: Anton Ažbe: človek, slikar in učitelj. Ljubljana: ACH, 2008. 70 s. 4 Ambrožič K. Wege zur Moderne und die Azbe-Schule in München // Pota k Moderni in Ažbetova šola v Münchnu. Weisbaden–Ljubljana: Verlag Aurel Bongers Recklinghausen, 1988–1989. 262, [86] s. 5 Becić V. Josip Račić pri Ažbetu // Anton Ažbe in njegova šola. Katalog in zbornik. Ljubljana: Narodna galerija Ljubljana, 1962. S. 91, 184. 6 European Central Bank: Slovenia. URL: https://www.ecb.europa.eu/euro/coins/html/sl.en.html (дата обращения: 02.02.2020). 7 Lorenčak M. München, Ažbetovašola in slovenski impresionisti // Slovenski impresionisti in njihov čas 1890–1920. Ljubljana: Narodna galerija, 2008. S. 94–101, 733. 8 Mesesnel F. Anton Ažbe // Zbornik za umetnostno zgodovino. Ljubljana: Umetnostno zgodovinsko društvo v Ljubljani, 1924. IV. letnik. № 1. S. 1–6, 103. 9 Novakov A. Play of Lines: Anton Ažbe Art Academy and the Education of East European Female Painters. San Francisco: Fibonacci Academic Press, 2011. 138 p. 10 One Hundred Works of Art of the National Gallery of Slovenia. Ljubljana: National Gallery of Slovenia, 2016. 208 p. 11 Slovenski impresionisti in njihov čas 1890–1920: vodnik po razstavi, 23. april 2008 — 8. februar 2009. Ljubljana: Narodna galerija, 2012. 95 s. 12 Tršar M. Anton Ažbe. Ljubljana: Zalozba Park, 1991. 155, [24] s. 13 Zidić I. On Herman, again (a new review and a long-ago dialogue) // Oskar Herman (Zagreb 1886 — Zagreb 1974). Rovinj: Galerija Adris, 2012. 48 p. |
PDF-файл |