Название статьи |
ТАДЕУШ РУЖЕВИЧ — ПОЭТ В ДРАМЕ |
Автор/ы |
Л. Н. Дмитриевская |
Сведения об авторе/авторах |
Лидия Николаевна Дмитриевская — доктор филологических наук, доцент, Литературный институт им. А. М. Горького, Тверской б-р, д. 25, 123104 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 68 |
Страницы |
С. 225–234 |
Дата поступления статьи |
25.05.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
01.08.2022 |
Дата публикации |
28.06.2023 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-225-234 |
Индекс УДК |
821.162.1 |
Индекс ББК |
83.3(4) |
Аннотация |
Польский писатель Тадеуш Ружевич в своих пьесах сближает лирику и драму. Эта особенность его творчества уже отмечалась предшествующими исследователями. В статье поставлена задача понять, каким образом и с какой целью происходит соединение лирики и драмы в пьесах Ружевича «Картотека» (1959), «Смешной старичок» (1965), «Старая дама высиживает» (1968). Поэтические приёмы в драматургии Ружевича разнообразны: конфликт, развивающийся в подсознании героя; внутреннее, скрытое содержание, доминирующее над внешним действием и фабулой; обилие образов-символов, аллюзий, реминисценций, на которых базируется подтекст драмы; частые, а иногда навязчивые повторы, создающие определенный ритм в репликах и т. п. В пьесе «Картотека» средства лирического рода литературы помогают драматургу понять обычного, рядового, опустошенного жизнью человека. Поэтические образы-символы становятся скрепляющей основой для бессюжетных пьес Ружевича. Поэтизация драмы дает драматургу возможность воплотить на сцене внутренний мир человека, сделать более самостоятельным авторский голос и подключить зрителя и читателя к соразмышлению над ключевыми конфликтами и проблемами мира. Пьесы Ружевича считают абсурдистскими, хотя чаще всего в них нет никакого абсурда, просто они построены по законам другого рода литературы — лирического. |
Ключевые слова |
Тадеуш Ружевич, драма, поэтизация драмы, интертекстуальность, образ-символ, образ-метафора, стихотворная форма. |
Список литературы |
1 Потебня А. А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 2007. 256 с. 2 Санаева Г. Н. Интерграция лирики и драматургии в творчестве Тадеуша Ружевича // Шевченкiвська весна. 2006. Вып. IV. Ч. 1. С. 412–414. 3 Санаева Г. Н. Кризис современной культуры в творчестве Тадеуша Ружевича // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 27 (165). Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 34. С. 131–134. 4 Санаева Г. Н. Поэтика драматургии Тадеуша Ружевича: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 24 с. 5 Хорев В. А. Польская литература ХХ века. 1890–1990. М.: Индрик, 2009. 352 с. 1 Из века в век. Польская поэзия. М.: Международное Агентство Гуманитарных Инициатив, 2011. 784 с. 2 Ружевич Т. Картотека // Ружевич Т. Избранное. М.: Худож. лит., 1979. С. 75–104. 3 Ружевич Т. Они пришли увидеть поэта. М.: Летний сад; GAJT Wydawnictwo, 2011. 324 c. 4 Ружевич Т. Смешной старичок // Лоттин Юрий: Пьесы (переводы и инсценировка). URL: http://samlib.ru/l/lottin_j/06.shtml (дата обращения: 25.05.2022). 5 Ружевич Т. Старая дама высиживает // Лоттин Юрий: Пьесы (переводы и инсценировка). URL: http://samlib.ru/l/lottin_j/09.shtml (дата обращения: 25.05.2022). 6 Rożewicz T. Od tego się zaczyna // Dialog: miesięcznik Związku Literatów Polskich. T. 33. № 1. P. 79–83. |
PDF-файл |