Название статьи |
СТРАТЕГИИ ВОСПРИЯТИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ИОСИФА БРОДСКОГО «СТАНСЫ» |
Автор/ы |
Богданова О.В., Власова Е.А. |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Владимировна Богданова — доктор филологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, наб. реки Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, наб. реки Фонтанки, д. 15, 191023 г. Санкт-Петербург, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 72 |
Страницы |
С. 177–187 |
Дата поступления статьи |
07.08.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
21.02.2024 |
Дата публикации |
25.06.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-72-177-187 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3 (2Рос = Рус) |
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, URL: https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского. |
|
Аннотация |
В статье предлагается анализ знаменитого стихотворения Иосифа Бродского «Стансы (“Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…”)», весьма популярного среди поклонников творчества Нобелевского лауреата (1987), но крайне редко оказывающегося предметом литературоведческой рефлексии, преимущественная интерпретация которого — включение в общие обзоры. В работе показано, что текст «Стансов» порождает споры и что практика его восприятия двойственна. Одни исследователи (напр., А. Измайлов) относят стихотворение к любовной лирике — на том основании, что оно исходно представляет собой текст «в альбом» и включает дедикацию подругам автора (Е.В., А.Д.). Другие исследователи (в том числе и авторы данной статьи) анализируют механизм перерастания любовного текста в медитативный, философский и выявляют художественные стратегии, позволяющие перейти на иной (не интимный) уровень восприятия «Стансов» Бродского. Показано, что метафизика пространства, моделируемого Бродским, преодолевает масштаб реальных географических координат строгих улиц-линий Васильевского острова Ленинграда, но открывает многомерность философского вектора-взора лирического героя «Стансов». Сферой присутствия лирического персонажа оказывается не Васильевский остров, но мистико-мифологическая безграничная Вселенная. Контраст всеобщности и частности, беспредельности и конкретики, продемонстрированный Бродским, вносит в повествование напряжение и драматизм, маркирует остроту внутреннего конфликта поэтического сюжета, позволяя преодолеть публичную «нелюбовь» автора к одному из его самых интимных стихотворений. |
Ключевые слова |
И. Бродский, «Стансы» (1962), лирика любовная и медитативная, фактология и мифология, «петербургский текст». |
Список литературы |
Список литературы 1 Богданова О.В. «Петербургский подтекст» Иосифа Бродского. СПб.: Изд-во Филологического ф-та Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2012. Серия: «Литературные направления и течения». Вып. 56. 26 с. Источники |
PDF-файл |