Название статьи

СТРАТЕГИИ ВОСПРИЯТИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ИОСИФА БРОДСКОГО «СТАНСЫ»

Автор/ы

Богданова О.В., Власова Е.А.

Сведения об авторе/авторах

Ольга Владимировна Богданова — доктор филологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, наб. реки Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, наб. реки Фонтанки, д. 15, 191023 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6007-7657
E-mail: olgabogdanova03@mail.ru

Елизавета Алексеевна Власова — доктор филологических наук, старший библиотекарь, Рукописный отдел, Российская национальная библиотека, ул. Садовая, д. 18, 191069 г. Санкт-Петербург, Россия; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, наб. реки Фонтанки, д. 15, 191023 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5781-7466
E-mail: kealis@gmail.com

Рубрика

Филологические науки

Год

2024

Номер журнала

Т. 72

Страницы

С. 177–187

Дата поступления статьи

07.08.2023

Дата одобрения рецензентами

21.02.2024

Дата публикации

25.06.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-72-177-187

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3 (2Рос = Рус)

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-18-01007, URL: https://rscf.ru/project/23-18-01007/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.

Аннотация

В статье предлагается анализ знаменитого стихотворения Иосифа Бродского «Стансы (“Ни страны, ни погоста не хочу выбирать…”)», весьма популярного среди поклонников творчества Нобелевского лауреата (1987), но крайне редко оказывающегося предметом литературоведческой рефлексии, преимущественная интерпретация которого — включение в общие обзоры. В работе показано, что текст «Стансов» порождает споры и что практика его восприятия двойственна. Одни исследователи (напр., А. Измайлов) относят стихотворение к любовной лирике — на том основании, что оно исходно представляет собой текст «в альбом» и включает дедикацию подругам автора (Е.В., А.Д.). Другие исследователи (в том числе и авторы данной статьи) анализируют механизм перерастания любовного текста в медитативный, философский и выявляют художественные стратегии, позволяющие перейти на иной (не интимный) уровень восприятия «Стансов» Бродского. Показано, что метафизика пространства, моделируемого Бродским, преодолевает масштаб реальных географических координат строгих улиц-линий Васильевского острова Ленинграда, но открывает многомерность философского вектора-взора лирического героя «Стансов». Сферой присутствия лирического персонажа оказывается не Васильевский остров, но мистико-мифологическая безграничная Вселенная. Контраст всеобщности и частности, беспредельности и конкретики, продемонстрированный Бродским, вносит в повествование напряжение и драматизм, маркирует остроту внутреннего конфликта поэтического сюжета, позволяя преодолеть публичную «нелюбовь» автора к одному из его самых интимных стихотворений.

Ключевые слова

И. Бродский, «Стансы» (1962), лирика любовная и медитативная, фактология и мифология, «петербургский текст».

Список литературы

Список литературы
Исследования

1 Богданова О.В. «Петербургский подтекст» Иосифа Бродского. СПб.: Изд-во Филологического ф-та Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2012. Серия: «Литературные направления и течения». Вып. 56. 26 с.

2 Богданова О.В. Петербург и Венеция в поэтическом тексте Иосифа Бродского // Городской текст в английской и других европейских литературах: сб. ст. по мат. Междунар. конф. российской ассоциации преподавателей английской литературы. Н. Новгород: Изд-во Мининского ун-та, 2019. С. 152–157.

3 Волчина А.С. Петербург / Leningrad: «свое» и «чужое» в англоязычном творчестве поэта // Иосиф Бродский: проблемы поэтики: сб. науч. тр. и мат. / ред. А.Г. Степанов, И.В. Фоменко, С.Ю. Артемова. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 256–259.

4 Гордин Я. Рыцарь и смерть, или Жизнь как замысел. О судьбе Иосифа Бродского. 2-е изд., испр. М.: Время, 2010. 256 с.

5 Измайлов А. «Я сын фотографа…» — писал Иосиф Бродский // Нева. 2010. № 5. С. 224–232. URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/22003260 (дата обращения: 01.08.2023).

6 Лосев Л. Юношеские стихи Бродского // Лосев Л. Иосиф Бродский. Опыт литературной биографии. 3-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 2008. 447 с.

7 Ранчин А. Этюд о двух городах: Петербург и Венеция в поэзии Иосифа Бродского // Новый мир. 2016. № 5. С. 150–168.

8 Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: избранные труды. СПб.: Искусство-СПБ, 2003. 614 с.

Источники
9 Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского: в 7 т. 2-е изд. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. Т. 1. 304 с. СПб.: Пушкинский фонд, 1999. Т. 5. 376 с.

PDF-файл

Скачать