Название статьи

ЗАПОВЕДНЫЕ МЕСТА В ДИСКУРСАХ САКРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 

Автор/ы

Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М.

Сведения об авторе/авторах

Владимир Юрьевич Лебедев — доктор философских наук, доцент, Институт педагогического образования и социальных технологий, Тверской государственный университет, ул. Желябова, д. 33, 170100 г. Тверь, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4840-3135
E-mail: semion.religare@yandex.ru

Александр Михайлович Прилуцкий — доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, ул. Казанская, д. 6, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7013-9935
E-mail: alpril@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2024

Номер журнала

Т. 72

Страницы

С. 9–24

Дата поступления статьи

11.07.2023

Дата одобрения рецензентами

30.12.2023

Дата публикации

25.06.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-72-9-24

Индекс УДК

248.158

Индекс ББК

86.2

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта Российского государственного педагогического ун-т им. А.И. Герцена (проект № 26ВГ)

Аннотация

В статье представлено осмысление феномена заповедных мест с позиций религиоведческой семиотики. Авторами выявлена амбивалентность восприятия заповедного места народной религией: заповедное место может одновременно восприниматься и как топос в котором совершается поклонение, и как предмет поклонения. При этом вырабатываются устойчивые ритуалогемы почитания заповедных мест, формирующие сложные ритуальные комплексы. Анализ мифо-семиотической специфики нарративов о таинственных местах позволил предложить их типологию: места силы, таинственные места, места–убежища, места, метонимически связанные с особыми религиозно значимыми событиями. Отдельно рассмотрены заповедные места, опасные и вредоносные для человека. Проанализированы базовые мифотеологемы, формирующие дискурс сакральной географии. Доказано, что нарратив о заповедных местах не только формируется в результате функционирования механизмов мифотеологической герменевтики, свойственной народной религиозности, но и оказывается способным порождать новые мифологические сюжеты. При этом религиоведческий анализ специфики заповедных мест выявил невозможность их однозначной конфессиональной идентификации по причине наличия в их интерпретации синкретических мифологем. Рассказы о посещении заповедных мест и сопряженные с этими посещениями переживания различных событий и состояний активно мифологизируются и становятся источниками формирования новой семантики и семиотики сакральной географии.

Ключевые слова

Сакральная география, места силы, заповедные места, гиблые места, проклятые места, семиотика религии, народная вера, народная эсхатология.

Список литературы

Список литературы
Исследования

1 Александрова-Осокина О.Н. Вопросы геопоэтики в современном литературоведении // Научный диалог. 2020. № 5. С. 216–241. DOI 10.24224/2227-1295-2020-5-216-241

2 Булацель П.Ф. Исследования о самовольной смерти / П.Ф. Булацель. М.: Книга по требованию, 2014. 218 с.

3 Быстров В.Ю., Дудник С.И., Камнев В.М. Русская религиозная геософия: опыт историко-философской реконструкции // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 150–172. DOI 10.17323/1728-192X-2016-3-150-172.

4 Волков С.Н. Пензенская земля в аспекте сакральной географии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 42. С. 85–90.

5 Головушкин Д.А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: «Богословие. Философия». 2015. № 1. С. 87–97.

6 Гритчина Ю., Мустафина Н., Логинова Н. Сакральная география Язулы // Исследователь / Researcher. 2020. № 4 (32). С. 356–363.

7 Давыдов И.П. Храм и ритуал: социальные функции священного. СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2021. 453 с.

8 Домников С.Д. Мать-Земля и Царь-Город. Россия как традиционное общество. М.: Алетейа, 2002. 672 с.

9 Касимов Р.Х. Геософия в составе теории локальных цивилизаций // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 164–166.

10 Лебедев В.Ю. К вопросу о типологии культур и особенностях религиозного праксиса // Религия. Церковь. Общество. Вып. 2. СПб.: Любавич, 2013. С. 39-51.

11 Лебедев В.Ю. Некрополи Центральной России как объект исследования // Вестник славянских культур. 2012. № 1. С. 5–11.

12 Лебедев В.Ю. Религиозный ритуал западного христианства: культура, традиция, семиотика (XVI–XX вв.). Тверь: ГЕРС, 2008. 328 с.

13 Липатова А.П. Сакральная география как система: вопрос о статусе сакрального объекта // Научный диалог. 2018. № 11. С. 103–112. DOI 10.24224/2227-1295-2018-11-103-112. EDN YOWSIH

14 Липатова А.П. Сакральная география Ульяновского Присурья // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 5S. С. 154–165.

15 Лобач В.А. Сакральная география белорусского Подвинья: типология, актуальное состояние и перспективы исследования // Псковский регионологический журнал. 2019. № 2 (38). С. 22–35.

16 Мелютина М.Н, Попова Л.Д., Теребихин Н.М. Сакральная география и иеротопия Русского Севера. М.; Архангельск: Солти, 2016. 231 с.

17 Миронов М.П., Банных С.Г., Емельянов Б.В. Геософия русской мысли. Екатеринбург: Уральский ин-т государственной противопожарной службы МЧС России, 2009. 156 с.

18 Мицевич А.В. Республика Хакасия как субъект сакральной географии // Актуальные проблемы истории, политики и права: сб. ст. V Всерос. научн.-практич. конф., Пенза, 16–17 ноября 2017 года. Пенза: Пензенский государственный аграрный ун-т, 2017. С. 96–100.

19 Нам Е.В. Роль числовой символики в шаманской космологии и в процессе коммуникации между мирами (на материалах Сибирского региона) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 1 (65). С. 29–33.

20 Окладникова Е.А. Сакральная география: исследовательские подходы // Сакральный ландшафт: традиции и современные проблемы: тезисы Межвузовской научно-практической конференции, Якутск, 9 апреля 2010 г. Якутск: Якутский государственный ун-т им. М.К. Аммосова, 2010. С. 5–6.

21 Петров Д.Д. Сакральная география восточных районов Архангельской области: автореф. дис. … канд. историч. наук. М., 2015. 22 с.

22 Польская С.А. «Места силы» в сакральной географии французского средневековья // Мистико-эзотерические движения в теории и практике: сакральная география в философии, культурологии, религиоведении: сб. мат. Десятой всерос. научн. конф. с междунар. участием, Ставрополь, 23–25 апреля 2019 года. Ставрополь: Изд-во Русской христианской гуманитарной академия, 2020. С. 121–129.

23 Прилуцкий А.М. Эсхатологическая мифологема сакрального убежища в дискурсах православных субкультур // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». 2019. № 3. С. 128–136.

24 Путеводитель по таинственным и загадочным местам России / под ред. И.В. Резько. Минск: Харвест, 2007. 304 с.

25 Сакральная география: энцикл. святилищ и мест силы / сост. Д.В. Громов. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005. 637 с.

26 Сафатова Е.Ю. Сакральная география Руси-России: семиотика пространства (на материале «путешествия по святым местам русским» А.Н. Муравьева) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (87). С. 151–155.

27 Теребихин Н.М. Геософия и сакральная география как проектно-ориентированные направления исследования в области этнокультурологии народов Северной Евразии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 1. С. 80–87.

28 Товбин К.М. Архетип «сокровенного града» в символическом пространстве старообрядчества // Культурная и гуманитарная география. 2013. Т. 2. № 2. С. 153–158.

29 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического / В.Н. Топоров. М.: Прогресс-Культура, 1995. 624 с.
30 Юдин C.С. Воспоминания. М.: ТОНЧУ, 2012. 688 с.

31 Юнг К.Г. Психология переноса /К.Г. Юнг. М.: Медков, 2016. 240 с.

32 Юнг К.Г. Человек и его символы /К.Г. Юнг. М.: Медков, 2016. 352 с.

33 Keighren Innes M. Geosophy, imagination, and terrae incognitae: exploring the intellectual history of John Kirtland Wright // Journal of Historical Geography. 2005. Vol. 31. № 3. P. 546–562.

Источники
34 В конце времен останется на белом свете только семь храмов // Близ при дверях, у последних времен URL: http://preddvermi.ru/viewtopic.php?id=291 (дата обращения: 10.07.2023).

35 Востроилова Т. Жизнь, смерть и любовь Кати Иванцовой. О чем молчит мрачный Реквием на Киновеевском кладбище // Фонтанка.ру URL: https://www.fontanka.ru/2021/12/25/70333319/ (дата обращения: 11.10.2023).

36 Матушка Матрона: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам» // Нет проблем. И не будет. URL: http://netprob.ru/interesnoe/matushka-matrona-vse-vse-prihodite-ko-mne-i-rasskazyvajte-kak-zhivoj-o-svoih-skorbyah-ya-budu-vas-videt-i-slyshat-i-pomogat-vam.html (дата обращения: 10.07.2023).

37 Православные старцы: пророчества и о спасении в последние дни // Чистый интернет URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_9634/ (дата обращения: 11.08.2023).

38 Пророчества преподобного Серафима Вырицкого // Церковь Успения Богородицы усадьба Демьяного г. Клин URL: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/83111/prorochestva-prepodobnogo-serafima-vyiritskogo/ (дата обращения: 10.07.2023).

39 Это надо знать: «Тучи над нашим родным Дивеево» // Про наше Дивеево. URL: http://voliaboga.narod.ru/nado_znati.htm (дата обращения: 10.07.2023).).

40 Эшелон // Литературно-исторический клуб РусичЪ. URL: https://likorg.ru/post/eshelon (дата обращения: 10.07.2023).

PDF-файл

Скачать