Название статьи

СЕМИОТИЧЕСКАЯ КВИНТЭССЕНЦИЯ ЦВЕТА

Автор/ы

Е. В. Склизкова

Сведения об авторе/авторах

Екатерина Владимировна Склизкова — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129227 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0135-8616

E-mail: katunyas@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 70

Страницы

С. 86–96

Дата поступления статьи

03.03.2023

Дата одобрения рецензентами

12.05.2023

Дата публикации

25.12.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-70-86-96

Индекс УДК

304.2

Индекс ББК

71.4

Аннотация

Цвет — универсальный феномен когнитивного пространства, построенный на семиотической иерархии и экзистенциальных конструкциях. Будучи очень динамичной познавательной категорией, он образует сложную систему значений, образов, языковых формул.
Современные языки Европы потеряли многие из древних индоевропейских терминов цвета. Некоторые из них поменяли семантику, или были вытеснены заимствованными словами. Тем не менее, языковые параллели в области цветонаименования вполне очевидны. Семиотически цвета сохранили элементы интуитивного символизма в своей семантике, что особенно хорошо заметно во фразеологических или близких к ним оборотах.
Идиомы являются языковыми символами, представляют собой образный компонент языка и функционируют как отдельная знаковая система. Цветообозначение, будучи семиотическим и лингвистическим образованием, встраивается одним из компонентов в структурно оформленную фразу, определяя смысл и отражая историко-культурный колорит идиомы.
В отличие от слова с его относительной определенностью значения, цвет благодаря ассоциациям, является мощным двигателем сферы внесознательного и важным гносеологическим аспектом.

Ключевые слова

праформа, когнитивный, сочетаемость, цвет, культура, производная, этимология, Индоевропейский, фразеология, семантика, семиотика, знак, терминология. 

Список литературы

Исследования

1 Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. 199 с.

2 Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой век, 1995. 397 с.

3 Наименование цвета в индоевропейских языках: Системный и исторический анализ. М.: Ком Книга, 2007. 320 с.

4 Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С. 7–46.

5 Склизкова Е. В. Genesis of the white colour terminology in the Indo-European languages // Вестник славянских культур. М.: Ин-т славянской культуры, Российский государственный ун-т им. А.Н. Косыгина, 2018. Т. 47. С. 129–134.

6 Berlin B., Kay P. Basic color terms, their universality and evolution. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1969. 178 p.

7 Eco U. Arte y belleza en la estética Medieval. Barcelona: Lumen, 1999. 215 p.

8 Pastoureau M. Bleu. Histoire d'une couleur. Paris: Le Seuil, 2000. 216 p.

9 Pastoureau M. Vert. Histoire d'une couleur. Paris: Le Seuil, 2013. 240 p.

10 Silvestre J. P., Cardeira E., Villalva А. Colour and colour naming: crosslinguistic approaches. Lisboa: Centro de limguistica da universidade de Lisboa, Universidade Aveiro, 2016. 160 p.

Источники

11 Норманская Ю. В. Этимология цветообозначений // Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках. М.: Изд-во Института языкознания РАН, 2005. С.277-321.

12 An etymological dictionary of the Romance languages. London: Williams, 1864. 500 p.

13 Grossmann M. Colori e lessico. Studi sulla struttura semantica degli aggettivi di colore in catalano, italiano, romeno, latino ed ungherese. Tübingen: Narr, 1988. 413 p.

14 The Concise Oxford dictionary of English Etymology. Oxford: Oxford University Press, 2003. 552 p.

PDF-файл

Скачать