Название статьи |
ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА П. Г. ЧЕСНОКОВА |
Автор/ы |
Е. А. Зайцева |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Александровна Зайцева — кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории и истории музыки, Военный университет им. князя Александра Невского Министерства обороны РФ, Большая Садовая ул., д. 14, 123001 г. Москва. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9695-0136 |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 313–319 |
Дата поступления статьи |
15.02.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
20.06.2022 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-313-319 |
Индекс УДК |
78.071.1 |
Индекс ББК |
85.313(2)52 |
Аннотация |
Статья посвящена жизни и творчеству выдающегося русского регента, хорового дирижера, композитора и педагога Павла Григорьевича Чеснокова (1877–1944) и приурочена к 145-летию со дня его рождения. В ней затрагиваются биографический, историко-контекстуальный, стилистический, а также исполнительский аспекты его наследия. Жизненный и творческий путь Чеснокова выпал на две эпохи, расколотые событиями 1917 г. Ученик Данилина и Голованова, Танеева и Василенко — Чесноков вместе с группой единомышленников участвовал в создании дирижерско-хорового факультета Московской консерватории. Претворяя русский песенный фольклор в своих сочинениях, композитор обращался к архаическим жанрам: трудовым артельным, хороводным, плясовым. Его светские сочинения (свыше шестидесяти хоров на стихи русских и европейских поэтов) пользуются большой популярностью и по сей день. В числе академических жанров как значимой составляющей наследия мастера следует назвать одноактную оперу (поэму) «Потоп» («Небо и Земля») на либретто композитора по Байрону. Созданная в 1917 г., она впервые прозвучала более века спустя — в 2019 г. Свыше четырехсот хоровых сочинений вошли в золотой фонд отечественной духовной музыки. Свое завещание наставника Чесноков оставил в книге «Хор и управление им». Русский песенный фольклор, храмовая музыка, традиции отечественной и зарубежной музыкальной культуры — таковы истоки мелоса композитора, имеющие непреходящее значение в настоящее время. |
Ключевые слова |
П. Г. Чесноков, хоровая музыка, русский этномелос, храмовое искусство, композиторское наследие. |
Список литературы |
1 Птица К. Б. П. Г. Чесноков и его книга «Хор и управление им» // Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. 3-е изд. М.: Музгиз, 1961. С. 3–20. URL: http:horist.ru/biblioteka/hor_i_upravlenie_im/ptica.shtml (дата обращения: 06.02.2022). 2 Тугаринов Е. Русские регенты. М.: Паломник, 2014. 350 с. 3 Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. 2-е изд. / ред. и примеч. С. В. Попова. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1952. 224 с. 4 Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 1972. 73 с. |
PDF-файл |