Название статьи

ИКОНОЛОГИЯ И КОМПАРАТИВИСТИКА: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИСКУРС

Автор/ы

Г. В. Варакина

С. Н. Переволочанская

В. В. Азарова

В. Е. Добровольская

Сведения об авторе/авторах

Галина Владиславовна Варакина — доктор культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0004-3989
E-mail: galina_varakina@mail.ru

Светлана Николаевна Переволочанская — кандидат филологических наук, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6390-0469
E-mail: perevolochanskaja@yandex.ru

Валентина Владимировна Азарова — доктор искусствоведения, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 11, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1049-2259
E-mail: azarova_v.v@inbox.ru

Варвара Евгеньевна Добровольская — кандидат филологических наук, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2346-7493
E-mail: dobrovolska@inbox.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 320–332

Дата поступления статьи

27.02.2022

Дата одобрения рецензентами

16.04.2022

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-320-332

Индекс УДК

7.067

Индекс ББК

85

Аннотация

Статья является результатом комплексного исследования авторского коллектива и затрагивает разные области гуманитарного знания: искусствоведение, филологию, фольклористику. Объединяющим стержнем статьи стал принцип межпредметности и научные методы иконологии и компаративистики. Обращение к данным методам продиктовано как полистилистичностью современного искусства и культуры, так и изменением соотношения текста и контекста в рамках научного дискурса. Усиление роли контекста в границах конкретной научной области позволяет выйти на уровень общехудожественных и даже общекультурных обобщений. При этом исследуемый художественный текст мыслится как часть общей системы, что позволяет видеть в нем не только единичное, но и единое. Тем самым художественный текст осмысливается как культурный концепт. Данный подход продемонстрирован при анализе нескольких художественно-эстетических феноменов: современного архитектурного неоклассицизма (Г. В. Варакина), стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Христос» (С. Н. Переволочанская), мистерии ХХ в. (В. В. Азарова), сюжета «Амур и Психея» (В. Е. Добровольская). Общим выводом стало установление значимости междисциплинарного подхода в гуманитаристике, что обусловлено усложнением культуры и искусства и повышением требований к исследователю, его эрудиции и системности мышления. Наука стремится к раскрытию истинных смыслов, восполняя дефицит духовности постиндустриального общества. Именно поворотом к человеку, антропоцентричностью объясняется столь активный интерес к междисциплинарности научных исследований.

Ключевые слова

иконология, компаративистика, междисциплинарность, текст и контекст, интертекстуальность, символ, концепт культуры.

Список литературы

1 Андерсон В. Роман Апулея и народная сказка. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1914. Т. 1. 655 с.

2 Архитектура Запада / Ш. Д. Аскаров, А. П. Соколина, А. В. Ефимов и др.; редкол. В. Л. Хайт (отв. ред.) и др. М.: Стройиздат, 1987. Кн. 4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций. 181 с., ил.

3 Воробьев И. С., Синайская А. В. Композиторы русского авангарда. СПб.: Композитор, 2007. 160 с.

4 Головко В. М. Черты национального архетипа в мифологеме Христа произведений И. С. Тургенева // Проблемы исторической поэтики. 1994. Т. 3. С. 231–248.

5 Грабовенко А. Ю. Классическая традиция в архитектуре США и Западной Европы последней трети XX века: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2010. 27 с.

6 Добровольская В. Е. Сюжет «Амур и Психея» (СУС 425А) в русской сказочной традиции // Традиционная культура. 2017. № 3. С. 139–150.

7 Журбина А. В. Миф об Амуре и Психеи в «Мифологиях» Фульгенция: аллегория или персонификация // Мифологические образы в литературе и искусстве / отв. ред. М. Ф. Надъярных, Е. В. Глухова. М.: Индрик, 2015. С. 10–17.

8 Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. В 2 т. М.: Прогресс-Традиция, 2001. Т. 1. 656 с. М.: Прогресс-Традиция, 2002. Т. 2. 672 с.

9 Котариди Ю. Г. Рецепция сюжета об Амуре и Психеи в повести «Любовь Психеи и Купидона» Ж. Лафонтена и ирои-комической поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» // Сравнительное и общее литературоведение. Сб. ст. молодых ученых. М.: Макс Пресс, 2006. С. 39–47.

10 Левая Т. Н. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. М.: Музыка, 1991. 166 с.

11 Мартынов В. И. Конец времени композиторов. Тула: Музей Органической Культуры, 2016. 352 с.

12 Музыка ХХ века. Московский форум: Мат. междунар. науч. конф. / редкол.: А. С. Соколов, В. Г. Тарнопольский, отв. ред. В. С. Ценова. М.: Московская консерватория Ред.-издат. отдел, 1999. 204 с.

13 Наков А. Б. Русский авангард. М.: Искусство, 1991. 192 с.

14 Осокин М. Ю. Сюжет о Психее и Купидоне в западноевропейской и русской литературах XVII–XVIII вв.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2005. 22 с.

15 Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с.

16 Прокопцова В. П. Компаративное искусствоведение: историко-теоретическое обоснование // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі: навукова-тэарэтычны часопіс. 2007. № 10. С. 70–77.

17 Русская музыка и ХХ век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX в. / ред.-сост. М. Арановский. М.: Гос. ин-т искусство-знания МК РФ, 1997. 874 с.

18 Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославян. сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 с.

19 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1982. Т. 10. С. 161–162.

20 Штейн С. Ю. Методология в искусствоведении // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. 2017. № 1–4. С. 32–46.

21 Baldensperger F., Werner P. F. Bibliography of Comparative Literature. New York: Russell & Russell, 1960. 705 p.

22 Megas G. A. Amor und Psyche. Enzyklopädie des Märchens. Berlin; New York, 1976. Bd. 1, Lieferung 2. S. 464–472.

23 Varakina G. V., Yudin M. V. Classicism in the system of values of modern society // VI SWS international scientific conference of social sciences 2019. Conference proceedings. Vol. 6. Issue 5. 26 August – 1 September, 2019, Albena, Bulgaria. Sofia: STEF92 Technology Ltd., 51 “Alexander Malinov” Blvd., 2019. P. 11–19.

PDF-файл

Скачать