Название статьи |
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ |
Автор/ы |
С. В. Пепеляева |
Сведения об авторе/авторах |
Софья Валерьевна Пепеляева — кандидат филологических наук, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ул. Ильинская, д. 65, 603950 г. Нижний Новгород, Россия; Самарский государственный университет путей сообщения, пл. Комсомольская, д. 3, 603011, г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: sofia87@mail.ru Роман Витальевич Шиженский — кандидат исторических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, д. 1, 603950 г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: heit@inbox.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 55 |
Страницы |
С. 80–92 |
Дата поступления статьи |
20.08.2018 |
Дата публикации |
28.03.2020 |
Индекс DOI: |
10.37816/2073-9567-2020-55-80-92 |
Индекс УДК |
008+398.2+299.18 |
Индекс ББК |
71+82.3(2Рос=Рус)6+86.39 |
Аннотация |
Статья посвящена исследованию функционирования образов животных в художественных текстах представителей современного языческого движения. Относительная молодость данного мировоззренческого феномена заставляет его приверженцев создавать новое художественное, культурное пространство, наполнять его как традиционными образами, так и вновь созданными, самобытными не только для системы неоязычества, но и для всей русской культуры в целом. Авторы отмечают, что постоянное структурное изменение новоязыческого текстового поля приводит к созданию произведений разных категорий: текстов, раскрывающих теорию данного учения, текстов-пророчеств, а также, что представляет для нас наибольший интерес, художественных текстов. В данной статье анализируются традиционные для русского фольклора анималистические образы, представленные в обозначенных выше художественных произведениях, — образы ворона, медведя, зайца, волка. Авторы указывают, что для неоязыческого эпоса характерен синтез традиционных черт фольклорных текстов и «новояза», что делает созданные тексты особым мифопоэтическим пространством, в котором оказываются сконцентрированными собственные представления «писателей “нового язычества”» о традиционной повествовательной структуре и поэтике фольклорных текстов. Кроме того, в статье делается попытка определить жанровую ориентацию рассматриваемых художественных произведений и выделяются черты, характерные для традиционной русской сказки, а именно условность изображаемого мира, трикстерное поведение «слабого» героя, способ создания комического в тексте. |
Ключевые слова |
русское неоязычество, нарратив, бывальщина, волхв, анимализм, «новояз», образ, трикстерное поведение. |
Список литературы |
1 Афанасьев А. Н. Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк // Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / сост. А. Л. Топоркова. М.: Индрик, 1996. С. 144–195. 2 Богумил Мурин Побрехушки. Обнинск: Тип. «Оптима-Пресс», 2006. Кн. I. Ч. I (Изд. «Велесова круга»). 226 с. 3 Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород: Русский купец; Братья славяне, 1995. 368 с. 4 Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с. 5 Когда звери говорили: Триста семьдесят пять мифов, сказок, басен, анекдотов / сост., предисл., коммент. и указ. Е. А. Костюхина. М.: Восточная литература, 2004. 600 с. 6 Колмачевский Л. К. Животный эпос на западе и у славян. Казань: Тип. императорского ун-та, 1882. 316 с. 7 Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. 270 с. 8 Криничная Н. А. Легенды, предания, бывальщины. М.: Современник, 1989. 287 с. 9 Мариничева Ю. Ю. Русские сказки о животных: система персонажей // Антропологический форум. 2011. № S15. С. 216–233. 10 Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос: Цикл ворона. М.: Наука, 1979. 229 с. 11 Неклюдов С. Ю. Зоодемонизм // Слово и культура. Памяти Никиты Ильича Толстого. М.: Индрик, 1998. Т. II. С. 126–137. 12 Ожиганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М.: Изд-во ИЭА РАН, 2006. 299 с. 13 Пепеляева С. В. Неоязыческие мотивы в литературе: романтизм/современность // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2016. С. 176–190. 14 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. 416 с. 15 Шиженский Р. В. Современное русское жреческо-волховское «сословие» сквозь призму религиозных концептов К. Г. Доусона // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2016. С. 215–235. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|