Название статьи

СОБРАНИЕ ГРАФИКИ Д. А. РОВИНСКОГО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор/ы

О. А. Запека

Е. О. Степанова

Сведения об авторе/авторах

Оксана Анатольевна Запека — кандидат философских наук, заведующая кафедрой славяноведения и культурологии, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина, вставить (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: zana5@yandex.ru

Елизавета Олеговна Степанова — выпускница Института славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: kulalisa@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2020

Номер журнала

Т. 57

Страницы

С. 52-62

Дата поступления статьи

20.06.2020

Дата публикации

28.09.2020

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-52-62

Индекс УДК

008

Индекс ББК

71

Аннотация

Среди коллекционеров второй половины XIX в. особую группу составляли любители графического искусства. Впервые систематическим собиранием и изучением графики в России занялся общественный и государственный деятель Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895). Он начал формировать свое собрание русской графики, гравюр и лубочных картинок, когда к отечественным произведениям этого рода коллекционеры и собиратели относились с крайним пренебрежением. Результатом собирательской деятельности Д. А. Ровинского в области графики явились богатейшие коллекции, насчитывавшие более 88000 листов. Согласно завещанию Д. А. Ровинского, все принадлежавшее ему уникальное собрание поступило на хранение в государственные музейные фонды и библиотеки. Издав более 40 томов исследований, Ровинский поднял в обществе интерес к отечественному искусству и народному быту. О русской гравюре узнал весь мир: в Европе у букинистов и антикваров даже появились специальные папки с русскими гравюрами «Rossica». Ни один музей России в прошлом не собирал ни русских гравюр, ни старопечатных книг, ни гравюр на дереве, ни русских литографий, ни лубочных народных картинок. Была бедна гравюрами и Императорская Публичная Библиотека. Огромная коллекция графики Ровинского, обогатившая государственные музейные фонды, по своему объему, качеству и степени изученности уникальна. У коллекционера выработался определенный алгоритм: узнать о гравюре, найти и приобрести, изучить и издать результаты исследований. Посредством своих изданий коллекционер передал бесценный опыт систематизации собрания, импульс к изучению и сохранению культурного наследия прошлого.

Ключевые слова

Ровинский, коллекция, собрание, графика, гравюра, лубочные народные картинки, литографированный портрет, отпечаток, литография.

Список литературы

1 Овсянникова С. А. Частное собирательство в России в XVII – первой половине XIX века // Очерки истории музейного дела в России. М.: Сов. Россия, 1960. Вып. 2. 379 с.

2 Адарюков В. Я. Д. А. Ровинский — коллекционер // Среди коллекционеров. 1921. № 2. 24 с.

3 Вострышев М. И. Московские обыватели. М.: Молодая гвардия, 2003. 369 с.

4 Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев до 1 января 1864 г. СПб.: 1895.

5 Отчет Московского Публичного и Румянцевского музея за 1865 г. СПб., 1866.

6 Ровинский Д. А. Подробный Словарь русских гравированных портретов.
СПб.: Тип. Академии наук, 1886. Т. 1.

7 Стасов В. В. Собр. соч. 1847–1886. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1894. Т. I. 1680 стб. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации