Название статьи |
ПОЭТИЧЕСКАЯ ИНТОНАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА «ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ» И «МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЫ» «МОЙ ПУТЬ») |
Автор/ы |
Т. К. Савченко |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Константиновна Савченко — доктор филологических наук, профессор, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, ул. Академика Волгина, д. 6, 117485 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 69 |
Страницы |
С. 189–202 |
Дата поступления статьи |
21.12.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
12.04.2023 |
Дата публикации |
25.09.2023 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-189-202 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус) 6 |
Аннотация |
Статья посвящена анализу поэтической интонации С. А. Есенина. Формирование его как поэта в контексте Серебряного века определило проявление синкретизма искусств в его творчестве, что прежде всего относится к синтезу поэзии и музыки. Предметом исследования явились стихотворения цикла «Персидские мотивы» и «маленькая поэма» «Мой путь». В лирике напевного типа интонационная составляющая, являясь доминантной, реализуется в синтаксисе произведения. В ходе анализа в мелодике произведений выявлены многочисленные рефренные вариации, организующие строфы и подчеркивающие их мелодическую связь; доказывается, что мелодическая гармония проявляется как на смысловом, так и на интонационно-синтаксическом уровне, в частности, в композиции, а звуковая инструментовка произведений гармонична благодаря согласованности аллитераций и ассонансов. Рассмотрено такое немаловажное понятие, имеющее прямое отношение к интонации, как фактурное свойство есенинского поэтического текста, складывающееся из особенностей его метрики и ритмики, композиционно-стилистических и ритмико-интонационных приемов, пауз, ударений, авторской пунктуации и т.д. |
Ключевые слова |
С. А. Есенин, поэтическая интонация, мелодика, фактура (стиха), цикл «Персидские мотивы», поэма «Мой путь». |
Список литературы |
Исследования 1 Бельская Л. Л. Песенное слово: О поэтическом мастерстве Сергея Есенина. М.: Просвещение, 1990. 144 с. 2 Бредихин С. Н., Давыдова Л. П. Поэтический текст как коммуникативно-эстетическая категория // Гуманитарные и юридические исследования: научно-теоретический журнал Северо-Кавказского федерального ун-та. 2016. № 2 (10). С. 210–217. 3 Волков А. А. Художественные искания Есенина. М.: Сов. писатель, 1976. 440 с. 4 Друзин В. Сергей Есенин // Звезда. 1926. № 2. С. 209–216. 5 Ермилова Е. О лирическом герое Есенина // В мире Есенина: сб. ст. / сост. А. А. Михайлов, С. С. Лесневский. М.: Сов. писатель, 1986. С. 227–245. 6 Жаворонков А. З. Ритмическое мастерство Сергея Есенина // Ученые записки кафедры литературы и русского языка Кировского государственного пединститута. Киров: Изд-во Кировского государственного пединститута, 1969. Вып. 38. Т. 1. Ч. 1. С. 5–32. 7 Калашников С. Б. Поэтическая интонация в лирике И. А. Бродского: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 235 с. 8 Кац Б., Тименчик Р. Ахматова и музыка: Исследовательские очерки. Л.: Сов. композитор, 1989. 336 с. 9 Крученых А. Фактура слова. Декларация. (Кн. 120-я). М.: МАФ, 1923. 10 Крученых А. Сдвигология русского стиха. М.: МАФ. 1923. № 2. [Стр. не обозначены]. 11 Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. Т. 5. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2013. 832 с. 12 Огнев В. Поэтическая интонация // Вопросы литературы. 1961. № 4. С. 69–185. 13 Польшикова Л. Д. Интонация как проблема поэтики: дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 215 с. 14 С. А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / под ред. А.А. Козловского. М.: Худож. лит., 1986. Т. 2. 446 с. 15 Савченко Т. К. Роль интонации в организации текстового пространства поэзии // Текст как филологический феномен. Актуальные аспекты рецепции и интерпретации: Коллективная монография / науч. ред. Л. А. Трубина, В. К. Сигов. М.: Изд-во Московского педагогического государственного ун-та, 2018. 16 Савченко Т. К. Музыкальные принципы развертывания лирического сюжета в поэзии С. А. Есенина // Современное есениноведение. 2020. № 3. С. 45–58. 17 Сидельников В. М. Писатель и народная поэзия. М.: Современник, 1974. 191 с. 18 Суслова Е. В. Интонация и стиль стихотворной речи: на материале поэзии ХХ века: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2005. 16 с. 19 Холшевников В. Е. Интонационно-синтаксическая организация стиха // Краткая Литературная Энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энциклопедия, 1966. Т. 3. 976 стб. 20 Цветкова М. В., Шананина Е. А. Интонация как переводческая проблема // Вестник Нижегородского государственного лингвистического ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2009. № 5. С. 139–149. 21 Щирова Н. А. Открытость художественного текста vs границы интерпретации // Известия Российского государственного гуманитарного ун-та им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 18–27. 22 Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: ОПОЯЗ, 1922. 199 с. Источники 23 Ахматова А. Собрание сочинений: в 6 т. / сост., подгот. текста, коммент. и ст. Н. В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1999. Т. 2. Кн. 2. 528 с. 24 Есенин С. Полн. собр. соч.: в 7 т. / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: Наука, Голос, 1995. Т. 1. 672 с. М.: Наука, Голос, 1997. Т. 2. 464 с. М.: Наука, Голос, 1999. Т. 7. Кн. 1. 560 с. 25 Шаламов В. Т. Собр. соч.: в 6 т. / сост., подгот. текста, прим. И. Сиротинской. М.: Книжный клуб «Книговек», 2013. Т. 5. 384 с. |