Название статьи

«СЛУЧАЙ» И «ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ВЕРОНИКИ» К. КЕСЬЛЕВСКОГО: РЕЦЕПЦИЯ «РАСХОДЯЩИХСЯ ТРОПОК» Х.Л. БОРХЕСА В ПОЛЬСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Автор/ы

Шулятьева Д.В.

Сведения об авторе/авторах

Дина Владимировна Шулятьева — кандидат филологических наук, доцент, Школа философии и культурологии Факультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Мясницкая ул., д. 20, 101000 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000‑0001‑7498‑7395
E-mail: dshulyatyeva@hse.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2024

Номер журнала

Т. 73

Страницы

С. 110–121

Дата поступления статьи

19.02.2024

Дата одобрения рецензентами

27.05.2024

Дата публикации

25.09.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-110-121

Индекс УДК

82.0

Индекс ББК

83

Аннотация

Метафора «расходящихся тропок» Х.Л. Борхеса получила активную рецепцию в культуре второй половины XX в., в том числе в творчестве польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского. С конца 1970‑х гг. он обращается к игровому кинематографу и в этом мире вымысла проводит эксперимент с повествовательной кинематографической формой. Так, и «Случай» (1981), и «Двойная жизнь Вероники» (1991) по‑своему преломляют эту борхесовскую идею: «Случай» открывает зрителю сразу несколько «дорог», по которым герой может пройти, поскольку фильм строится на последовательном предъявлении зрителю вариантов одной и той же судьбы. «Двойная жизнь Вероники» тоже строится на вариациях, но включает в себя и эксперимент с «ветвящимся» финалом рассказанной истории, иначе переосмысляя идеи Борхеса. В «Случае» Кесьлевский воплощает тот способ повествования, который нарратолог Дж. Принс назвал «дизнаррацией»: он ставит акцент не на том, что в действительности с героем произошло, а только на том, что могло бы свершиться, но не реализовалось. В «Двойной жизни Вероники» он прибегает к тому, что описано нарратологом Б. Ричардсоном как «денаррация»: множество вариантов финала фильма опровергают друг друга, имитируя «бесконечность» и рассказывания, и текста, и вариаций, задуманную еще Борхесом в «Саду расходящихся тропок».

Ключевые слова

Кесьлевский, Борхес, расходящиеся тропки, случай, дизнаррация, денаррация, вариации, кайрос.

Список литературы

Исследования 

1 Вирен Д.Г. Эксперимент в польском кино 1970‑х. М.: Изд-во Гос. ин-та искусствознания, 2018. 116 с. 

2 Ямпольский М.Б. Сквозь тусклое стекло: 20 глав о неопределенности. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 688 с. 

3 Aguilar G. Borges, Bewitched by Film // Balderston D., Benedict N. The Oxford Handbook of Jorge Luis Borges. N.Y.: Oxford Academic, 2023. URL: https:// academic.oup.com/edited-volume/45645 (дата обращения: 29.01.2024). 

4 Albuquerque J. Narrative Devices: Jorge Luis Borges and the Art of Writing Interactive Literature // Variaciones Borges. 2022. № 54. P. 199–214. 

5 Bordwell D. Film Futures // SubStance. 2002. Vol. 31, № 1. P. 88–104. 

6 Branigan E. Nearly True: Forking Plots, Forking Interpretations: A Response to David Bordwell’s ‘Film Futures.’ // SubStance. 2002. Vol. 31, № 1. P. 105–114. 

7 Diffrient D. Alternate Futures, Contradictory Pasts: Forking Paths and Cubist Narratives in Contemporary Film // Screening the Past. 2006. URL: http://www.screeningthepast.com/ issue-20‑first-release/alternate-futures-contradictory-pasts-forking-paths-and-cubist-narratives-in-contemporary-film/(дата обращения: 29.01.2024). 

8 Frost R. Selected Poems. Harmondsworth: Penguin, 1973. 285 p. 

9 Gordon R.S.C. Modern Luck: Narratives of fortune in the long twentieth century. London: UCL Press, 2023. 188 p. 

10 Hven S. Cinema and Narrative Complexity: Embodying the Fabula. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2017. 260 p. 

11 Krzysztof Kieslowski: Interviews/ed. R. Bernard, S. Woodward. Jackson: University Press of Mississippi, 2016. 222 p.

12 La literatura argentina y el cine. El cine argentino y la literature/ed. M. Hausmann, J. Türschmann. Frankfurt a. M., Madrid: Vervuert Verlagsgesellschaft, 2019. 461 p. 

13 MacKenzie S. Film Manifestos and Global Cinema Cultures: A Critical Anthology. Berkeley: University of California Press, 2014. 680 p. 

14 Meis M., Tyree J.M. Wonder, Horror, Mystery: Letters on Cinema and Religion in Malick, Von Trier, and Kieślowski. Brooklyn, N.Y.: Punctum Books, 2021. 370 p. 

15 Perlmutter R. Multiple Strands and Possible Worlds // Revue Canadienne d’Études Cinématographiques/Canadian Journal of Film Studies. 2002. Vol. 11, № 2. P. 44–61. 

16 Prince G. The Disnarrated // Style. 1988. 22 (1). P. 1–8. 

17 Richardson B. Unnatural Endings in Fiction and Drama // The Edinburgh Companion to Contemporary Narrative Theories. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2018. P. 332–346. 

18 The Cinema of Krzysztof Kieslowski: Variations on Destiny and Chance/ed. M. Haltof. London; N.Y.: Wallflower Press, 2004. 191 p. 

19 Willemsen S., Kiss M. Keeping Track of Time: The Role of Spatial and Embodied Cognition in the Comprehension of Nonlinear Storyworlds // Style. 2020. № 54 (2). P. 172–198. 

20 Woodward S. After Kieślowski: The legacy of Krzysztof Kieślowski. Detroit: Eurospan, 2009. 247 p. 

21 Young K. “That Fabric of Times”: A Response to David Bordwell”s “Film Futures” // SubStance. 2002. Vol. 31, № 1. P. 115–118. 

PDF-файл

Скачать