Название статьи |
ЭВОЛЮЦИЯ «ОТКРЫТКИ» («ОТКРЫТОГО ПИСЬМА») В РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ХХ В. |
Автор/ы |
Т. В. Белько Н. П. Бесчастнов |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Васильевна Белько — доктор технических наук, профессор, Поволжский государственный университет сервиса, ул. Гагарина, д. 4, 445677 г. Тольятти, Россия. E-mail: belko@tolgas.ru Николай Петрович Бесчастнов — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: npb.art@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 53 |
Страницы |
С. 240–257 |
Дата поступления статьи |
27.12.2018 |
Дата публикации |
28.09.2019 |
Индекс УДК |
769.5 |
Индекс ББК |
85.7+85.103(2)6 |
Аннотация |
В статье дается краткая характеристика основных этапов развития «открытки» («открытого письма») в Европе и России; выявляется специфика сюжетных линий и функциональных особенностей каждого исторического периода; дается историко-культурная и искусствоведческая характеристика некоторым объектам коммуникативного дизайна — открыткам; выявляется и анализируется исторический контекст, особо повлиявший на графическое разнообразие продукции идеологического воздействия на широкие народные массы военных лет (Первая мировая война и Великая Отечественная война, Октябрьская революция) и советского периода. Период с 1865 по 1874 гг. отмечен в истории развития миниатюрного информационного объекта как поиск графики и универсальных фраз для переписки. С конца 1890-х гг. профессиональные художники начинают поиск изобразительных мотивов, сюжетных линий и новых графических решений. Деятельность Общины св. Евгении и художники объединения «Мир искусства» сыграли огромную роль в становлении и развитии русского «открытого письма» как вида графического искусства, внесли вклад в популяризацию отечественного и зарубежного искусства в России. Период с 1900 по 1917 гг. по праву считается «золотым веком» в истории отечественных иллюстрированных «открытых писем». Открытка советского периода рассматривается как инструмент идеологической пропаганды советского строя, информационная трибуна общественной и политической жизни СССР. |
Ключевые слова |
открытое письмо, дизайн открытки, история развития открытки в России, открытка советского периода. |
Список литературы |
1 Агафонова А. В., Белько Т. В. Анализ конструктивных трансформаций открытых писем (почтовых карточек) XIX–XX вв. // Декоративное искусство и предметно — пространственная среда. Вестник МГХПА. 2015. № 3. С. 365–374. 2 Агафонова А. В., Белько Т. В. Типология открыток XX–XXI вв. на основе динамического формообразования // Декоративное искусство и предметно‑пространственная среда. Вестник МГХПА. 2016. № 2. С. 172–181. 3 Граллерт В. Путешествие без виз: Книга о почте и филателии. М.: Связь, 1965. 320 с. 4 Дергилева Е. Н., Сидоренко В. Ф. Листовки и листовочные брошюры (история, теория, проектный опыт). М.: Изд-во РГУ им. А. Н. Косыгина, 2017. 179 с. 5 Забочень М. С. Филокартия. Краткое пособие-справочник. М.: Связь, 1973. 104 с. 6 Золотарев Д. А., Белько Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. № 2–1. С. 215–220. 7 Нащокина М. В. Художественная открытка русского модерна. М.: Жираф, 2004. 472 с. 8 Родионова А. Е. Открытка как феномен художественной культуры (на материале русской открытки конца XIX – начала XX века): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1995. 23 с. 9 Файнштейн Э. Б. В мире открытки. М.: Планета, 1976. 140 с. 10 Художественные карточки и почтовые правила // Почтово-телеграфный вестник. 1911. № 49. С. 3–5. 11 Шлеев В. В., Файнштейн Э. Б. Художественные открытки и их собирание. М.: ИЗОГИЗ, 1960. 36 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|