Название статьи

ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР — ГЛОБАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН: К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Автор/ы

В. С. Белгородский

Л. Е. Яковлева


Т. А. Петушкова

Сведения об авторе/авторах

Валерий Савельевич Белгородский — доктор социологических наук, профессор, член Союза дизайнеров России, член Международной академии наук высшей школы, почетный член Российской академии художеств, ректор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: rectormgudt@mail.ru

Любовь Евгеньевна Яковлева — доктор философских наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн.
Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: nucul@mail.ru

Татьяна Анатольевна Петушкова — аспирант, магистр дизайна, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: tatyana_petushkova@yahoo.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 54

Страницы

С. 365–384

Дата поступления статьи

13.05.2019

Дата публикации

28.12.2019

Индекс УДК

74

Индекс ББК

85.7

Аннотация

В статье рассмотрены базовые ценности современного постиндустриального общества в условиях переструктурирования его культурного пространства. Дизайн представлен как искусство нового тысячелетия, как феномен культуры, который проявляется в инновациях, а потому изменчив, успешен, универсален, обладает мощной интуицией, определяет эстетический миропорядок во всей совокупности творческих решений. Это способ коммуникации с обществом посредством ярких графических образов для эффективной ретрансляции новых идей и потребностей. Показано, что в условиях тотальной глобализации российский дизайн в своем типологическом разнообразии развивается в общей логике культурно-цивилизационного процесса, все более осознавая принадлежность к своей национальной культуре, ее глубинным ценностям, что отражает общий поворот теории, методологии и педагогики к экологическим и этнокультурным проблемам. Возрождается опыт изучения традиционного быта и традиционной русской культуры, гармонии человека и природы, освоения наследия всех культур прошлого, народной стилевой прототипии, адаптации историко-культурных образцов к проектным задачам.

Ключевые слова

глобализация, постиндустриальное общество, позитивная психология, коммуникации, дизайн, графический дизайн, техногенный мир, рекламный образ, национально-культурная самоидентичность, русский мир, национальная культура, духовно-нравственная основа современной культуры.

Список литературы

1 «Русская» коллекция Chanel // Glamour.ru URL: https://www.glamour.ru/fashion/shopping/108670_108670_388571 (дата обращения: 01.06.2018).

2 Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика // Fb.ru. URL: http://fb.ru/article/249294/chto-takoe-innovatsii-primeryi-vidyi-innovatsiy (дата обращения: 01.06.2018).

3 Багаув Ю. Д., Бекишева А. В., Кузьмина М. Ю. и др. Современная художественная культура России: новизна визуализации // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2013. № 4 (51). С. 252–258.

4 Деррида Ж. Письмо и различие / под ред. В. Лапицкого. СПб.: Академический проект, 2000. 430 с.

5 Желондиевская Л. В. Графический дизайн как средство современной коммуникации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2011. № 2. С. 68–77.

6 Желондиевская Л. В., Барышева В. Е. Знаковая форма города в аспекте межкультурной коммуникации // IV форум дизайнеров. Сб. ст. М., 2013. С. 39–40.

7 Карим Рашид Проект рая // По материалам журнала «Табурет». URL: www.capella.ru (дата обращения: 01.06.2018).

8 Кожанов А. Лекция «Бренд-дизайн и физиология» 29 авг. 2017 г. // Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rmlALfCt5yM (дата обращения: 01.06.2018).

9 Кузнецова Е. Ю., Белько Т. В. Анализ дизайна визуальной коммуникации в комплексном процессе проектирования бренда // Известия СамНЦ РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2014. Т. 16. № 2–2.
С. 469–471.

10 Курасов С. В., Лаврентьев А. Н., Заева-Бурдонская Е. А и др. Строгановка: 190 лет русского дизайна. М.: Русский Миръ, 2015. 498 с.

11 Кутырев В. А. Глобализм как техногенная форма тоталитаризма. Socio time // Социальное время. 2016. № 4 (8). С. 32–40.

12 Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Нижний Новгород, 1994. 200 с.

13 Липская В. М. Философия костюма. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 171 с.

14 Макаренко А. С. Гражданское общество в постиндустриальном обществе потребления // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17061 (дата обращения: 01.06.2018).

15 Овруцкий А. В. Рекламный дизайн — идеологическая миссия // Advertiser-school.ru. URL: http://www.advertiser-school.ru/sciense-article-advertising/advertising-design-an-ideological-mission.htm (дата обращения: 01.06.2018).

16 Павловская Е. Э. Дизайн как инструмент территориального брендинга // Вестник ОГУ. 2014. № 5 (166). С. 47–51.

17 Петушкова Т. А., Малина Е. С., Басыйрова А. С. Активные методы обучения в высшей школе, дизайн: коммуникационное преобразование научного текста // Инновационные технологии в современном образовании: Сб. тр. по мат. III Междунар. науч.-практич. интернет-конф. М.: Научный консультант, 2016. С. 549–554.

18 Полеухин А. А. Развитие коммуникативного дизайна // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 115. С. 289–299 // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kommunikativnogo-dizayna (дата обращения: 01.06.2018).

19 Родькин П. Новое визуальное восприятие. М.: Юность, 2003. 172 с.

20 Стереотипы русского стиля. Chanel Париж — Москва 2009 // Livemaster.ru. URL: https://www.livemaster.ru/topic/1101617-stereotipy-russkogo-stilya-chanel-parizh-moskva-2009?&inside=0&wf= (дата обращения: 01.06.2018).

21 Титова Ю. М. Общество с высоким уровнем потребления и общество потребления: социальная роль рекламы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 356–363.

22 Уильям Д. Индустрия счастья. Как Big Data и новые технологии. М.: Эксмо, 2017. 288 с.

23 Фурс В. Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра // Социологический журнал. 2002. № 1. С. 5–40.

24 Шкуратов В. А. Искусство экономной смерти. Ростов н/Д.: Наррадигма, 2006. 400 с.

25 Яковлева Л. Е. Сравнение национальных философских традиций как способ осознания «своего» в культуре // Свое» и «чужое» в культуре. Материалы XI Международной научной конференции (г. Петрозаводск, 22–24 июня 2017). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2017. С. 3–5.

26 Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1991. С. 260–278.

27 Jevons W. S. The Theory of Political Economy // The Online Library of Liberty. URL: http://oll.libertyfund.org/titles/625 (дата обращения: 01.06.2018).

28 University of Zurich Brain Stimulation Affects Compliance with Social Norms, 2013 г. // ScienceDaily. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2013/10/131003155109.htm (дата обращения: 01.06.2018).

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации