Название статьи |
ТРАГИЧЕСКАЯ ИРОНИЯ В «СКЛАДНЯХ» И. Ф. АННЕНСКОГО |
Автор/ы |
Ю. В. Шевчук |
Сведения об авторе/авторах |
Юлия Вадимовна Шевчук — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: julyshevchuk@yandex.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 242–256 |
Дата поступления статьи |
12.03.2019 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
Во второй части «Кипарисового ларца» И. Ф. Анненский обращается к содержанию сознания художника, однако проблематика цикла «Складни» шире круга вопросов, касающихся творчества. Поэт исследует подсознательные глубины личности своего современника, трагизм существования которого связан со сложным взаимодействием в душе человека двух враждующих сил ― сознательного погружения в культуру и подсознательного влечения к природному, запретному, нерукотворному. Трагическая ирония становится важнейшим способом поэтического видения для Анненского, развенчивающего гендерные стереотипы и «абсолюты» искусства. Редуцируя мысль, лирическое «я» пытается ощутить мир за пределами самого себя ― то, что противостоит его внутреннему «я» в реальности, ― мир женщины («Складень романтический», «Два паруса»), ритм природы («Контрафакции»), творческое поведение другого поэта и своего читателя («Другому», «Он и я»). «Складни» связаны с контекстом творчества поэта (критические работы и драматургия), в них скрыто присутствуют общеизвестные и периферийные образы мировой литературы: Андромаха («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия), Гретхен («Фауст» Гете), Сафо Штольц («Анна Каренина» Толстого), Плюшкин («Мертвые души» Гоголя), Голядкин («Двойник» Достоевского). В составе «Кипарисового ларца» центральная часть является самым трагическим и ироническим произведением поэта. Сама возможность катарсиса в цикле проблематична. |
Ключевые слова |
лирика И. Ф. Анненского, «Кипарисовый ларец», «Складни», трагизм, ирония. |
Список литературы |
1 Анненский И. Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. 680 с. 2 Анненский И. Ф. Письма: в 2 т. СПб.: Издат. дом «Галина скрипсит»; Изд-во им. Н. И. Новикова, 2009. Т. 2: 1906–1909. 528 с. 3 Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии. Л.: Сов. писатель, 1990. 640 с. 4 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 6. 924 с. 5 Колобаева Л. А. «По ту сторону Страха и Жалости». И. Анненский и Ф. Ницше // Колобаева Л.А. Философия и литература: параллели, переклички и отзвуки (Русская литература ХХ века). М.: Русский импульс, 2013. С. 10–29. 6 Лавров А. В., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1981. Л.: Наука, 1983. С. 61–146. 7 Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. М.: ИЦ «Academia», 1995. 328 с. 8 Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классическая и современная буржуазная философия (опыт эпистемологического сопоставления) // Вопросы философии. 1970. № 12. С. 23–38. 9 Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классическая и современная буржуазная философия (опыт эпистемологического сопоставления) // Вопросы философии. 1971. № 4. С. 58–73. 10 Налегач Н. В. Образы цветов в поэтическом мире И. Анненского // Studia Litterarum. М., 2017. Т. 2. № 2. С. 212–229. 11 Налегач Н. Поэтика листов-листьев в лирике И. Анненского // Иннокентий Федорович Анненский (1855–1909). Материалы и исследования. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2009. С. 98–109. 12 Тименчик Р. Д. О составе сборника Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец» // Вопросы литературы. 1978. № 8. С. 307–316. 13 Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Худож. лит., 1981. Т. 8. 496 с. 14 Федоров А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество. Л.: Худож. лит., 1984. 256 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|