Название статьи

РИСУНОК-РЕПОРТАЖ КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ СОБЫТИЯ (на материалах графики полярных экспедиций Федора Решетникова)

Автор/ы

М. Г. Котовская

Э. Г. Швец 

Сведения об авторе/авторах

Мария Григорьевна Котовская — доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и этнографии Российской академии наук, Ленинский проспект, д. 32 а, 119334 г. Москва, Россия; профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 115035 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1056-3432. E-mail: kotovskaya53@gmail.com

Элина Григорьевна Швец — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории искусства, Российский государственный гуманитарный университет, ул. Чаянова, д. 15, 125047 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1821-0586. E-mail: elina_shvets@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2021

Номер журнала

Т. 61

Страницы

С. 333–344

Дата поступления статьи

14.02.2021

Дата публикации

28.09.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-333-344

Индекс УДК

7.03

Индекс ББК

85.15(2)6

Аннотация

Освоение русского Севера в конце XIX – начале ХХ вв. сопровождалось появлением темы «Покорения Арктики» в изобразительном искусстве. Художники в составе исследовательских полярных экспедиций вновь и вновь отправлялись на Север. Живописные образы Архангельска, Карелии, Северной Двины, Новой Земли, северного морского пути представали на выставках и в СМИ перед зрителем в художественно совершенных образах. Федор Решетников участвовал в экспедиции на Север в 1930-е гг. Художник был молод, жажда совершить подвиг во имя своей страны заставила его стать участником полярных экспедиций под руководством О. Ю. Шмидта. Это было время, когда документирование экспедиционных материалов уже велось с помощью фотоаппарата и кинокамеры. Художник Ф. Решетников представил свой, нарисованный в полевых условиях экспедиции вариант экспедиционной работы и сложных будний полярников. Полярные экспедиции, подвиг челюскинцев, северные пейзажи становились важной частью художественных выставок предвоенного десятилетия (таких, как «ХХ лет РККА и Военно-морского флота» и «Индустрия социализма»). Интерес и популярность у зрителей сделали тему освоения русского Севера одной из самых современных, значительных и честных в национальном искусстве предвоенного десятилетия ХХ в.

Ключевые слова

художник, СМИ, научная экспедиция, рисунок-репортаж, Сибирь, Дальний Восток, выставка картин.

Список литературы

1 Васильев А. Ф. Решетников (альбом). М.: Искусство, 1982. 321 с. 

2 История русского и советского искусства. М.: Высшая школа, 1989. 447 с.

3 Морозов Д. И. Конец утопии. М.: Галарт, 1995. 218 с.

4 Орлова Г. Челюскинская робинзонада // НЛО. URL: http://nlobooks.ru/node/7369 (дата обращения: 01.02.2021).

5 Отто Юльевич Шмидт в истории России ХХ века и развитие его научных идей. М.: Физматлит, 2011. 600 с.

6 Поход «Челюскин» // Rulit.me. URL: https://www.rulit.me/books/pohod-chelyuskina-read-210722-1 (дата обращения: 01.02.2021).

7 Решетников Федор Павлович, живописец, народный художник СССР, ветеран-челюскинец, путешественник // Rus-travelers.ru. URL: http://rus-travelers.ru/reshetnikov-fedor-pavlovich (дата обращения: 01.02.2021).

8 Федор Решетников // Литературный Портал «ЛитКульт». URL: http://litcult.ru/bio/1590 (дата обращения: 01.02.2021). 

PDF-файл

Скачать