Название статьи

СМЫСЛОВЫЕ КОНСТАНТЫ В ПРЕЛЮДИЯХ op. 32 C. В. РАХМАНИНОВА 

Автор/ы

Д. И. Топилин

Сведения об авторе/авторах

Даниил Игоревич Топилин — кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории русской музыки, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, ул. Большая Никитская, д. 13/6, 125009 г. Москва, Россия; доцент, кафедра истории музыки, Российская академия музыки им. Гнесиных, ул. Поварская, д. 30/36, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3266-4947
E-mail: d.i.topilin@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2023

Номер журнала

Т. 68

Страницы

С. 329–338

Дата поступления статьи

22.04.2021

Дата одобрения рецензентами

20.06.2021

Дата публикации

28.06.2023

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-68-329-338

Индекс УДК

85.313(2)

Индекс ББК

785.11.04

Аннотация

В статье рассматриваются особенности Прелюдий op. 32 С. В. Рахманинова. Автор обозначает наиболее важные с исследовательской точки зрения смысловые константы, а именно — «природно-усадебное» лейтощущение, включающее корреляцию состояний «дом» и «вне дома». Прелюдии исполнены предчувствия грядущих непоправимых событий русской истории: наблюдается колебание между усадебной теплотой и скитанием. Идея России, идея пути, идея смерти как центральные мировоззренческие опоры Рахманинова проявляются в op. 32. При анализе произведений подчеркнута связь с крупными симфоническими сочинениями Рахманинова, созданными в данный период: Вторая симфония e-moll op. 27, хоровая симфония-поэма «Колокола» op. 35. В статье предпринимается попытка «всмотреться» в скрытую программность; возникают ассоциации с произведениями А. С. Пушкина, ощущается тонкая связь с лирической поэзией И. А. Бунина и «Дворянским гнездом» И. С. Тургенева.

Прелюдию h-moll — вершину драматического развития op. 32 — следует интерпретировать как взгляд в будущее сквозь тяжесть свершившихся исторических событий; поражает присутствие духа эмигрантского периода творчества Рахманинова, т. к. прелюдии были созданы до отъезда из России. «Безбрежная снежная пустыня» — один из образов Прелюдии gis-moll; буран в степи из пушкинской «Капитанской дочки» в данном контексте — наиболее близкая ассоциация, ибо Россия в начале 1910-х гг. вновь оказывается перед «пугачевским пожаром» — сокрушительной революционной пучиной гнева и жестокости.

Сочетание сугубо музыкально-теоретических наблюдений и историко-культурного обзора позволяют автору статьи приблизиться к цельной картине интерпретации музыкального произведения. Методологическая база работы основана на комплексном подходе: использованы герменевтический, компаративистский и исторический методы.

Ключевые слова

С. В. Рахманинов, Прелюдии op. 32, «природно-усадебное» лейтощущение, идея России, идея пути, идея смерти.

Список литературы

1 Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова. М.: Музыка, 1966. 205 с.

2 Брянцева В. Н. С. В. Рахманинов (1873–1943). М.: Сов. композитор, 1976. 645 с.

3 Валькова В. Б. С. В. Рахманинов и русская музыкальная культура его времени: сб. ст. / отв. ред. И. Н. Вановская. 2-е изд., испр. Тамбов: Изд-во Р. В. Першина, 2016. 200 с.

4 Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. 470 с.

5 Скурко Е. Р. Некоторые аспекты трактовки мотива дороги в творчестве Рахманинова // Рахманинов — национальная память России: мат. IV Междунар. научн.-практич. конф., 26–28 мая 2008 г. / отв. ред. И. Н. Вановская. Тамбов: Музей-усадьба «Ивановка», Тамбовский государственный музыкально-педагогический ин-т им. С. В. Рахманинова, 2008. С. 100–108.

6 Спектор Н. А. Фортепианная прелюдия в России (конец XIX – начало XX в.). М.: Музыка, 1991. 76 с.

7 Федякин С. Р. Рахманинов. М.: Молодая гвардия, 2014. 478 с.

PDF-файл

Скачать