Название статьи

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАРГИНАЛЬНЫХ КУЛЬТОВ «ДЕТЕЙ-ЧУДОТВОРЦЕВ» СЛАВИКА ЧЕБАРКУЛЬСКОГО И КЮННЭЙ КАРДАШЕВСКОЙ

Автор/ы

Гайдуков А.В., Камалдинов А.В.

Сведения об авторе/авторах

Алексей Викторович Гайдуков — кандидат философских наук, доцент кафедры истории религий и теологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, наб. реки Мойки, д. 48, 191086 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0348-7195
E-mail: a_gaidukov@mail.ru

Алексей Вячеславович Камалдинов — ведущий эксперт, информационно-аналитический отдел управления научных исследований, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, наб. реки Мойки, д. 48, 191086 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0008-4841-7282
E-mail: aleksej.kamaldinov.93@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2024

Номер журнала

Т. 72

Страницы

С. 77–92

Дата поступления статьи

24.07.2023

Дата одобрения рецензентами

31.01.2024

Дата публикации

25.06.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-72-77-92

Индекс УДК

298.9

Индекс ББК

86.25

Исследование выполнено за счет внутреннего гранта Российского государственного педагогического ун-та им. А.И. Герцена (проект № 26ВГ)

Аннотация

Два культа умерших «детей»-чудотворцев Славика Чебаркульского и Кюннэй Кардашевской сформировались под влиянием их матерей, написавших книги про жизнь и чудеса своих детей. Цифровизация расширила аудиторию почитателей, дополнив текстовые нарративы электронными (фильмами о чудесах Славика, видеозаписями концертов Кюннэй и интервью ее матери). Также цифровизация обеспечила онлайн коммуникацию почитателей и их объединение в сообщества.
Содержание и истории формирования культов различаются: Славик при жизни больше рассказывал и пророчествовал (что фиксировалось преимущественно матерью), иногда лечил; после смерти, благодаря книгам и фильмам возник маргинальный культ, связанный с посещением могилки отрока и многочисленными исцелениями. Кюннэй при жизни почти не пророчествовала, переживала признаки шаманской болезни, по воле духов лечила людей (что фиксировалось преимущественно матерью).
Оба культа противоречат дискурсам традиционных религиозных институтов, в которые пытаются вписаться. Учение о Славике опровергается Церковью как лжеправославное, книги о нем не рекомендованы к чтению православными людьми, агиология не содержит критериев, достаточных для признания святым, пророком или мучеником.
Эсхатологический нарратив Славика ориентирован на настоящее и будущее, где он помогает людям. Онлайн коммуникация позволяет своевременно реагировать на текущие события, порождая новые конспирологические пророчества. Организованный культ Кюннэй не сформировался. Ее нарратив ориентирован на настоящее, где она может помочь, и на прошлое, когда она была жива. Ее помнят и почитают как талантливую девочку и удаганку.

Ключевые слова

отрок Славик, Вячеслав Крашенинников, Кюннэй Кардашевская, удаганка, дети-чудотворцы, святость, народная религиозность, маргинальная религиозность.

Список литературы

Список литературы
Исследования

1 Данилова Р.Н. Архетипы женщин в героическом эпосе олонхо // Наукосфера. 2023. № 2-2. С. 24–29.

2 Зыгмонт А.И. Культ отрока Вячеслава Крашенинникова (по материалам исследования, проведенного в г. Чебаркуль Челябинской обл.) // Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного ун-та, 2011. Вып. VI. С. 148–161.

3 Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: избранные труды. М.: Север – Юг, 1992. 318 с. URL: http://xn--80afg3aiou.xn--p1ai/docs/Ksenofontov_G_V_Shamanizm_Izbrannye_trudy.pdf (дата обращения: 15.06.2024).

4 Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Пророчества «Отрока Вячеслава» как эсхатологический дискурс о катастрофах // Религия. Церковь. Общество / под. ред. А.М. Прилуцкого. СПб.: Скифия-Принт, 2022. Вып. 11. С. 80–93.

5 Осипова Н.Г. Цифровизация социальной реальности: ключевые дискуссии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2022. № 28 (3). С. 9–42.

6 Панченко А.А. Иван и Яков необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 448.

7 Прилуцкий А.М. Семиотика новейшего агиологического мифа и формирование неканонических культов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2018. Т. 23. С. 102–109.

8 Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо: Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 256 с.

9 Романова А.А. Почитание святых детей как феномен русской святости в XVII веке // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 205–216.

10 Рыжов Ю.В. Цифровизация религии в современном мире // Социальные институты в цифровой среде: сб. трудов второй Междунар. научн.-практич. конф. Ростов н/Д.: Изд-во Южно-Российского ин-та управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2020. С. 435–439.

11 Смирнов М.Ю. Цифровизация как «обнуление» религий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 3. С. 137–145.

Источники
12 Авера К. «Оказывается, пришла удаганка...», или загадка Кюннэй Кардашевской // Sakhaday. 2020. 14 марта. URL: https://sakhaday.ru/news/okazyvaetsya-prishla-udaganka-ili-zagadka-kyunney-kardashevskoy (дата обращения 01.07.2023).

13 Ах, мама, маменька... / сост. Г.П. Быстров. М.: Приход, 2006. 192 с.

14 Ах, мама, маменька... / сост. Г.П. Быстров. Сергиев Посад: Валдис, 2002. 32 с.

15 Васильева Л.Л. Күннэй кистэлэҥ олоҕо: ахтыылар = Тайная жизнь Кюннэй: Воспоминания / сост. Л.Л. Васильева. Якутск: Бичик, 2020. 240 с. [на якутском языке].

16 Васильева Л.Л. Одержимая духом шаманов: реальная история ребенка-шамана / [пер. с якутского К.В. Еремеевой]. М.: Эксмо, Бомбора, 2022. 190 с. (Серия: «Мифы и легенды народов мира»).

17 Васильева Л.Л. Одержимая тайным даром: Тайная жизнь Кюннэй: впервые в мире реальные истории о жизни ребенка-шамана: документальная проза о Кюннэй Кардашевской / сост. Л.Л. Васильева; пер. с якутского К.В. Еремеевой. 2-е изд., пер. и доп. Якутск: Айар, 2021. 174 с.

18 Емельянова Л.Н. Бог говорит избранникам своим. Великие Луки: Просветительский и благотворительный центр «Благовещение», 2006. 400 с.

19 Емельянова Л.Н. Расскажи об этом всему мiру... СПб.: Благовещение, 2011. 512 с.

20 Заключение экспертной комиссии Миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В.А. Крашенинниковой — Л.Н. 27.10.2007 // К Истине. URL: https://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-071.htm (дата обращения: 01.05.2023).

21 Заявление Миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви о деятельности религиозной группы В.А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова 19.10.2007 // К Истине. URL: https://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-071.htm (дата обращения: 01.05.2023).

22 Крашенинникова В.А. Посланный Богом. Челябинск: [б. и.], 2007. 624 c.

23 Крашенинникова В.А. Посланный Богом: Из воспоминаний об удивительном ребенке праведном отроке Вячеславе, Пророке и Целителе нашего последнего времени / сост. иерей А. Углов. 5-е изд., испр. и доп. Челябинск: [б. и.], 2013. 624 с.

24 Крашенинникова В.А. Русский Ангел. Свидетельства. Составлено по благодарственным письмам получивших помощь от Пророка и Целителя последнего времени Отрока Вячеслава: в 3 т. Челябинск: [б. и.], 2015. 528 с. Челябинск: [б. и.], 2018. 538 с. Челябинск: [б. и.], 2020. 294 с.

25 Любовь Кардашевская: «Берегите своих детей!» 2015. 10 ноября // Новости Якутии и Якутска. URL: https://news.ykt.ru/article/36978 (дата обращения: 01.07.2023).

26 Митрополит Челябинский Иов предупреждает об опасности культа поклонения «отроку Вячеславу». 2007. 16 ноября // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/322601.html (дата обращения: 01.07.2023).

27 На сайте Издательского Совета размещен обновляемый каталог изданий, не рекомендованных к распространению через церковную книжную сеть. 2010. 9 марта // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1110860.html (дата обращения: 01.07.2023).

28 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года [24.12.2007]. 2008. 28 января // Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/356093.html (дата обращения: 01.07.2023).

29 Одержимая духом шаманов / Л. Васильева [Аудиокнига] // Литрес. URL: https://www.litres.ru/book/lubov-vasileva-32196148/oderzhimaya-duhom-shamanov-68015255/chitat-onlayn (дата обращения: 01.07.2023).

30 Плужников А. Ангельская пыль. О культе Славика Чебаркульского. 2008. 30 августа // К Истине. URL: https://k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-121.htm (дата обращения: 01.07.2023).

31 Рубрика «PRO Книги» 5 лучших книг, основанных на реальных событиях. 2022. 24 февраля // Централизованная библиотечная система ГО «Город Якутск». URL: https://cbsykt.ru/news/youtube-rubrika-pro-knigi-ezhemesyachnaya-rekomendatelnaya-rubrika-po-pravilam (дата обращения: 01.07.2023).

32 Файлы жесткого диска. Новинки за 2021 // Якутская республиканская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих им. И.Н. Егорова Горного. URL: http://rbs14.ru/?page_id=9268 (дата обращения: 01.07.2023).

33 Чомчоев А. Феномен якутской шаманки «Стерх» Кюннэй Кардашевской. 2021. 1 апреля // Aartyk.ru. URL: http://aartyk.ru/obshhestvo/fenomen-yakutskoj-shamanki-sterh-kyunnej-kardashevskoj (дата обращения: 01.07.2023).

PDF-файл

Скачать