Название статьи

МЕТАФОРА «ИИСУС ХРИСТОС — СЛАДОСТЬ» В ХОРОВЫХ КОНЦЕРТАХ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО БАРОККО

Автор/ы

Герасимова И.В.

Сведения об авторе/авторах

Ирина Валерьевна Герасимова — кандидат искусствоведения, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и теологии исторического факультета, Псковский государственный университет, пл. Ленина, д. 2, 180000 г. Псков, Россия.
ORCID ID: https://orcid. org/0000‑0003‑4740‑4750
Е-mail: bazylek@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2024

Номер журнала

Т. 74

Страницы

С. 249–266

Дата поступления статьи

14.02.2024

Дата одобрения рецензентами

10.09.2024

Дата публикации

29.12.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073‑9567‑2024‑74‑249‑266

Индекс УДК

801.733

Индекс ББК

85.313

атрибуция, технология, орнамент, иконография, иконопись, подписи, золочение.

Аннотация

В статье предпринят анализ музыкально-поэтических композиций барочных хоровых восточнославянских концертов, включающих «вкусовую» метафору-именование Иисуса Христа духовной сладостью. Композиторами и певцами этих концертов были, в основном, выходцы из Киевской митрополии. В барочных партесных хоровых партиях на 3–5 голосов с последней трети XVII в. получили распространение произведения, в которых Иисус Христос называется «Сладчайшим», «Пресладким», «Всесладким», «сладостью» в рефрене «О Марие, Мати сладости» концерта «Богородице, Пресвятая Дево Марие» и концерте «Весь — Желание мое, весь — Сладость, Иисусе!». В статье обсуждается, какими художественными средствами раскрывается данное уподобление в барочных хоровых концертах и какие смысловые оттенки рождаются во взаимодействии музыкального и поэтического текстов. Выдвигается предположение о принадлежности выявленного пласта сочинений виленской школе партесного концерта 2-й половины XVII в. Анализ концертов показал разнообразие трактовок метафоры Христа Спасителя, называемого сладостью. Источниками для создания текстов концертов были известные православные молитвы, католическая Литания, православный жанр Акафиста. Эпитет «Сладчайший» и другие производные от слова «сладость» включались в ряд эпитетов, позволяющих ощутить Иисуса Христа всеми рецепторами человеческого восприятия, в данном конкретном случае — ощутить вкус духовной сладости. Эпитет «сладчайший» использовался для характеристики третьей ипостаси Святой Троицы — Святого Духа, как один из эпитетов-восхвалений в славословии Господа, и, наконец, как основа для противопоставления сладкой вечной жизни во Христе и горькой жизни в грешном мире.

Ключевые слова

литургический текст, партесный концерт, восточнославянское барокко, виленская композиторска школа, метафора, Иисус Христос, сладость

Список литературы

Исследования

Бойчук А. С. Лингвостилистический анализ «вкусовых» метафор русского языка // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 372–379.

Волкова А. Г. Имя Божие в гимнографии: Акафист и канон Иисусу Сладчайшему в контексте исихазма и имяславия // Богословско-исторический сборник. 2015. № 1 (7). С. 39–45.

Герасимова И.В. Жизнь и творчество белорусского композитора Фомы Шеве­ровского // Калофонія. Наук. зб. з історії церковної монодії та гимнографії, 5 / Ред.: Кр. Ганнік, Н. Сиротинська, Ю. Ясіновський, А. Ясіновський. Львів, 2010. С. 56–66.

Герасимова И.В. Молитва Манассии в партесных сочинениях 2-й половины XVII в.: тексты, редакции, интерпретации // Старинная музыка. 2019. № 3–4. C. 18–35.

Герасимова И. В. Николай Дилецкий: творческий путь композитора XVII века. Автореферат дисс. …канд. иск-я. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2010. 19 с.

Дилецкий Н. Идеа грамматики муссикийской / Публ. и исслед. В.В. Протопо­пова. Москва: Музыка, 1979. 636 с. (Памятники русской музыкальной культуры. Вып. 7).

Лосев А.Ф. Прочие латинские догматы и молитвенная практика // Хрестоматия по сравнительному богословию. Москва: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. С. 710–716.

Людоговский Ф. Б. Структура и поэтика церковнославянских акафистов. Москва: Институт славяноведения РАН, 2015. 352 с.

Плотникова Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия // Музы­кальная Академия. 2013. № 2. С. 77–82.

Родионов О. А. К истории перевода Акафиста Иисусу Сладчайшему на грече­ский язык (XVIII–XX вв.) // Каптеревские чтения 2018. № 16. С. 307–318.

Рядовых Н. А. Жанр акафиста: категориально-текстовая специфика: дисс… канд. филологических наук. Екатеринбург: УФУ, 2021. 285 с.

Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. Москва: Языки славянских культур, 2006. 894 с.

Dylecki N. Vesperae, Liturgia, Concerti quatuor vocum / Ed. I. Gerasimova. Warszawa: Sub Lupa, 2018. 256 s.

Jasiński T. Polska barokowa retoryka muzyczna. Wyd. drugie, poprawione i uzupełnione. Lublin: Polihymnia, 2009. 396 s.

Szewerowski T. Vesperae / Ed. I. Gerasimova. Warszawa: Sub Lupa, 2019. 52 s.

Zawistowski P. Rozważania na temat retoryki w muzyce baroku // Z praktycznych zagadnień pedagogiki muzycznej / Red. S. Olеdzki. Białystok 2002. Электронный ресурс. Точка доступа: https://docplayer.pl/4378038-Piotr-zawistowski-rozwasania-na-temat-retoryki-w-muzyce-baroku.html (дата обращения 01.08.2023)

Источники:

Акафист Пресладкому имени Господа Исуса Христа, глаголемы по вся дни // Скорина Ф. Малая подорожная книжка. Вильно: тип. Франциска Скорины, [ок. 1522]. Л. 351– 363 об.

Акафист «Сладкому Исусу Христу Господу нашему» с Умилительным кано­ном Господу «творения святаго Феоктиста обители студийския» // Акафисты и каноны. Вильно: Тип. Виленского православного братства, 1628. Л. 22–45.

Концерты на три голоса. Комплект партий. Нотация пятилинейная, квадратная. Кон. XVII в. ГИМ. Епарх. певч. 6/1–3.

Концерты на три голоса. Комплект партий. Нотация пятилинейная, квадратная. Кон. XVII в. ГИМ. Епарх. певч. 10/1–3.

Концерты на три, шесть и восемь голосов. Партия альта. Нотация пятилинейная, квадратная. Кон. XVII в. LMABV. F. 19, № 72.

Концерты и гармонизации на три и четыре голоса. Партия альта. Нотация пяти­линейная, квадратная. 1674–1676 гг. ГИМ. Син. певч. 1416.

Концерты на четыре голоса. Комплект партий. Нотация пятилинейная, квадрат­ная. 1671–1682 гг. ГВСИАиХМЗ. В–21652, В–21653, В–21654, В–21655.

Концерты на четыре голоса. Комплект партий. Нотация пятилинейная, квадрат­ная. Конец XVII – начало XVIII в. ГИМ. Син. певч. 860/1–3 и РНБ ОСРК Q I № 503.

Концерты на четыре голоса. Партия альта. Нотация пятилинейная, квадратная. 1690 гг. НМЛ им. Шептицкого. Ркк. 1209.

Концерты на четыре голоса. Партия баса. Нотация пятилинейная, квадратная. 1707–1714 гг. ОРКиР ГПНТБ СО РАН, Тих. 503.

Концерты на пять голосов. Комплект партий (неполный). Нотация пятилиней­ная, квадратная. XVIII в. РГАЛИ. Ф. 995, оп. 2, ед. хр. 24–25 и 27.

Полоцкий С. Венец веры кафолическия. Копия XVIII в. // РГБ. Ф. 173/I, № 67.

PDF-файл

Скачать