Название статьи |
ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ: СОЧИНЕНИЯ ВЛАДИМИРА ПОЖИДАЕВА (1946–2009) |
Автор/ы |
Г. А. Пожидаева |
Сведения об авторе/авторах |
Галина Андреевна Пожидаева — доктор искусствоведения, профессор, Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, ул. Неглинная, д. 6/2, стр. 1–2, 109012 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0675-3228. E-mail: pozhidaeva.galina@yandex.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2020 |
Номер журнала |
Т. 56 |
Страницы |
С. 187–201 |
Дата поступления статьи |
23.01.2020 |
Дата публикации |
28.06.2020 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-56-187-201 |
Индекс УДК |
7.036 + 78 |
Индекс ББК |
85.313(2) |
Аннотация |
В статье раскрывается образный мир произведений В. А. Пожидаева, органичное использование стилистики средневекового духовного пения и литургической культуры. Показано, как важнейшие типологические свойства русской профессиональной музыки — эпическое начало, мелодическое пространное мышление, сложившиеся на Руси в средневековый период, — проявляются в музыкальном языке композитора. Автор преимущественно стилизует знаменный распев, воспроизводя его ладовые, ритмические особенности и просодию, тип мелодического движения и построение напева. Эпический характер художественных образов передается через стилистику церковных распевов Руси. Существенным элементом музыкального языка становятся колокольные звоны как неотъемлемая часть русской культуры. Через звучание колоколов композитор раскрывает глубинные психологические основы православного человека. Обращение к жанрам средневековой духовной музыки ведет к гармоничным, позитивным финалам циклов, естественным образом разрешая драматургические конфликты. Творчество В. Пожидаева непосредственно связано с ценностями отечественной традиционной культуры. Эти ценности сформированы менталитетом, сложившимся благодаря православному христианству, и духовная музыка Руси во многом этому способствовала. Обращение к ранним пластам русской профессиональной музыки позволило композитору создать типичные для России и потому столь значимые, глубокие по содержанию, неповторимые художественные образы. |
Ключевые слова |
современное композиторское творчество, традиционные христианские ценности, стилистика знаменного распева, русские колокольные звоны, мелодичность, эпический симфонизм. |
Список литературы |
1 Гуляницкая Н. С. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. статей, исследований, интервью / ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор, 1999. С. 117–149. 2 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 435 с. 3 Зверева С. А. Д. Кастальский // История русской музыки. М.: Музыка, 1997. Т. 10 а. С. 274–306. 4 Ковалев А. Б. Жанры русской духовной музыки в творчестве отечественных композиторов (вторая половина XIX – начало XXI веков) / под ред. И. Н. Вановской. Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. 372 с. 5 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. 6 Монах Тихон Макарьевский. Ключ разумения // Исследование памятника, расшифровка знаменной нотации Н. В. Мосягиной. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2014. 388 с. 7 Панченко А. М. Стихи покаянные // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. Л.: Наука, 1989. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 2. С. 421–423. 8 Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русская духовная музыка XX века // История современной отечественной музыки. М.: Музыка, 2001. Вып. 3. С. 398–452. 9 Парфентьева Н. В. Творческие принципы древнерусских мастеров и их воплощение в духовной музыке XX в. // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток — Русь — Запад (к 2000-летию Рождества Христова). Мат. Междунар. науч. конф. 15–19 мая 2000 г. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 10 Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2000. 154 с. 11 Пожидаева Г. А. Духовная музыка славянского Средневековья. М.: Композитор; СПб.: Нестор — История, 2017. 472 с. 12 Пожидаева Г. А. Народный оркестр подобен симфоническому // Народное творчество. 2019. № 5. С. 57–64. 13 Пожидаева Г. А. О новосакральной музыке XXI века: Владимир Пожидаев «Пасхальные напевы» (образный строй, музыкальный язык, композиционные приемы) // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2019. № 3. С. 32–48. 14 Рахманова М. П. Н. А. Римский-Корсаков // История русской музыки. М.: Музыка, 1994. Т. 9. С. 42–147. 15 Станчев К. Литургическая поэзия в древнеславянском литературном пространстве (История вопроса и некоторые проблемы изучения) // Древнеславянская литургическая поэзия. XIII Междунар. съезд славистов (Любляна, 15–21 августа 2003). Тематический блок № 14. Доклады. Roma, Sofia, б.и., 2003. С. 5–22. 16 Урванцева О. А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX–XX вв.: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 48 с. 17 Федулова Е. А. Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2010. 26 с. 18 Филатова Н. «О Боге Великом он пел, и хвала его непритворна была» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2019. № 3. С. 12–18. 19 Ярешко А. С. Русские православные колокольные звоны в синтезе храмовых искусств. История, стилевые основы, функциональность. М.: Композитор, 2009. 291 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|