Название статьи |
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ |
Автор/ы |
М. Н. Громов |
Сведения об авторе/авторах |
Михаил Николаевич Громов — доктор философских наук, Институт философии Российской академии наук, Гончарная ул., д. 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 65 |
Страницы |
С. 269–278 |
Дата поступления статьи |
07.07.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
12.09.2021 |
Дата публикации |
28.09.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-269-278 |
Индекс УДК |
7.03 |
Индекс ББК |
85(2)4 |
Аннотация |
Древнерусское искусство во многом типологически схоже с древнерусской философией. Поэтому рассмотрение древнерусского искусства, с философской точки зрения, имеет определенное методологическое значение. Древнерусские тексты можно условно разделить на три группы по степени насыщенности их философско-эстетическим содержанием. Первую группу образуют наиболее серьезные книги, включая «Источник знания» Иоанна Дамаскина, «Диоптру» Филиппа Пустынника, «Логику Авиасафа» и ряд других. Во вторую группу, наиболее многочисленную, входят произведения митрополита Илариона, Максима Грека, Кирилла Туровского, некоторые апокрифы и иные сочинения. В третью группу входят памятники деловой письменности. Произведения второй группы требуют тщательного текстологического изучения. Кроме памятников письменности, важно рассмотрение невербальных источников: памятников живописи, архитектуры, мелкой пластики. В целом, все они дают общее представление о древнерусском искусстве. |
Ключевые слова |
древнерусское искусство, древнерусская философия, группы источников, лингвистический анализ, комплексное изучение. |
Список литературы |
1 Бычков В. В. Эстетическое сознание Древней Руси // Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Изд-во Института философии РАН, 2008. 2 Диоптра в переводе игумена Виталия. Кутеин. М.: Сибирская Благозвонница, 2018. 576 с. 3 Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв. Сводный каталог. М.: [б. и.], 1958. 150 с. 4 Иоанн Дамаскин Источник знания. М.: РИПОЛ Классик, 2017. 592 с. 5 Карпов А. Азбуковники, или Алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань: Тип. Имп. Ун-та, 1877. 285 с. 6 Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи средневековья. СПб.: Изд-во АН СССР [Ленингр. отд-ние], 1963. 445 с. 7 Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII вв. Эпохи и стили. СПб.: Наука, 1998. С. 165–214. 8 Мелетий Смотрицкий Грамматика. М.: Изд-во Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2000. 526 с. 9 Мерило праведное по рукописи XIV века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 698 с. 10 Прохоров Г. М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе. (Проблемы и задачи изучения). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. 854 с. 11 Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность / подгот. В. К. Былинин, В. П. Гребенюк, О. А. Державина и др.; под ред. А. Н. Робинсона. М.: Наука, 1982. 352 с. 12 Сочинения пр. Максима Грека. Иваново: Роща, 2015. С. 286–288. 13 Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв. М.: Наука, 1976. 239 с. |
PDF-файл |