Название статьи |
АРХАИЗМЫ И ИННОВАЦИИ В ТРАДИЦИИ СЕРБСКО-БОЛГАРСКОГО ПОГРАНИЧЬЯ: НЕГОТИНСКИЙ КРАЙ |
Автор/ы |
А. А. Плотникова |
Сведения об авторе/авторах |
Анна Аркадьевна Плотникова — доктор филологических наук, Институт славяноведения Российской академии наук, Ленинскийпросп., д. 32А 119334, Москва, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 69 |
Страницы |
С. 132–144 |
Дата поступления статьи |
16.02.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
10.04.2023 |
Дата публикации |
25.09.2023 |
Индекс DOI: |
http://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-132-144 |
Индекс УДК |
811.163.41 + 135.1 |
Индекс ББК |
81.416 |
Аннотация |
В статье анализируются архаические и заимствованные элементы традиции у сербов на юге Неготинского края, где они проживают в соседних с влахами селах. На протяжении последних двух столетий контакты между сербами и влахами (по происхождению — румынами) были настолько интенсивными, что это сказалось даже на самой консервативной части ритуально-магической практики: похоронно-поминальном обряде. Среди архаических элементов культуры рассматриваются заговоры и ритуально-магические обереги, анализ которых показал, что в вербальной части оберегов сохраняется общая южнославянская основа, связанная с проговариванием диалога-ритуала двумя лицами — исполнителями обряда (что подробно исследовал Н. И. Толстой). В погребально-похоронной обрядности и народной медицине появляется заимствованная лексика, связанная с румынской народной традицией. К такой терминологической лексике относится обозначение участника ритуального диалога, который становится свидетелем отправления еды и воды на тот свет умершему мартула, мартуриjа и под., наименования типа падура, отсылающее нас к духам леса у румын, и др. Анализируемые в статье материалы были собраны автором во время полевого обследования в марте 2023 г. южной части Неготинского края (села Брачевац, Роглево, Смедовац, Раяц) в долине реки Тимок: как из устных бесед с информантами, так и из местных краеведческих изданий, где в той или иной мере освещается язык, народная культура, фольклор и история края. |
Ключевые слова |
сербы, влахи, лексика, этнолингвистика, архаика, заимствования, похоронно-поминальный обряд, долина Тимока. |
Список литературы |
Исследования 1 Агапкина Т. А. Параллели в области вербальной магии у восточных и южных славян // Славянские архаические ритуалы в пространстве Европы. М.: Индрик, 2019. С. 10–38. 2 Бранковић М. Браћевац. Историjа и становништво. Неготин; Београд: Беокњига, 2006. 55 с. 3 Голант Н. Г. «Свидетельство» (mărturie) в погребально-поминальной обрядности румын (влахов) восточной Сербии // Определенность и неопределенность в языках и культурах Балкан. М.: Институт славяноведения РАН, 2023. 4 Обзор экспедиции в Восточную Сербию // Kunstkamera.ru. URL: https://www.kunstkamera.ru/news_list/science/obzor_ekspedicii_v_vostochnuyu_serbiyu (дата обращения: 07.05.2023). 5 Плотникова А. А. Мартула (мартуриjа) в диалектах восточной Сербии: происхождение и функциональная нагрузка термина в обряде // Определенность и неопределенность в языках и культурах Балкан. М.: Институт славяноведения РАН, 2023. С. 122–127. 6 Плотникова А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: «Индрик», 2004. 768 c. 7 Раденковић Љ. Место истеривања нечисте силе у народним баjањима словенско-балканског ареала // Гласник Етнографског музеjа. 1986. Књ. 50. С. 201–222. 8 Раденковић Љ. Демонска свадба // Кодови словенских култура. № 3: Свадба. Београд: АБ Штампариjа, 1998. С. 154–162. 9 Толстой Н. И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003. 624 с. 10 Толстые Н. И. и С. М. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. М.: Наука, 1981. С. 44–120. 11 Филиповић М. С. Maђиjско разбиjање судова // Научни зборник Матице Сриске. Нови Сад: Матица Српске, 1950. С. 110–127. 12 Чиварзина А. И. Македонские представления о ходячих покойниках с XIX в. до наших дней // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2020. Т. 17. № 3–4. С. 141–159. 13 Golant N. “Plague Shirt” and “Plague Commemoration”: Mythological Representations and Ritual Practices Associated with the Personification of the Plague among the Romanians of Oltenia and Timok Valley // The Yearbook of Balkan and Baltic Studies. 2022. Vol. V. № 1. P. 219–235. Источники 14 Динић J. Речник тимочког говора // Српски диjалектолошки зборник. Београд: Институт за српски jезик САНУ, 2008. 921 с. 15 Ђокић Д., Здравковић В., Стргулц А. Браћевац моjе село. Браћевац, 2021. 85 с. 16 Пауновић П. Материнство и деца у веровањима код народа Тимока // Развитак. Заjечар, 1968. Год. VIII. Бр. 6. С. 103–104. 17 Пауновић П. Сту гуштере, зелени гуштере! (О надрилекарству у селима Тимока) // Развитак. Заjечар, 1970. Год. X. Бр. 1. С. 58–67. 18 Плотникова А. А. Материалы для этнолингвистического изучения балканославянского ареала. М.: Институт славяноведения РАН, 2009. 156 с. 19 Dexonline.ro URL: https://dexonline.ro/definitie/muma-p%C4%83durii (дата обращения: 11.05.2023). |