Название статьи

КОНЦЕПЦИЯ МОНТАЖА В ИСКУССТВЕ АВАНГАРДА: ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Автор/ы

К. Л. Горячок

Сведения об авторе/авторах

Кирилл Леонидович Горячок — аспирант, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, 125009 г. Москва, Россия. E-mail: goryachokk@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2019

Номер журнала

Т. 53

Страницы

С. 258–268

Дата поступления статьи

11.03.2019

Дата публикации

28.09.2019

Индекс УДК

791.3

Индекс ББК

85.373

Аннотация

В статье рассматривается понятие монтажа как одного из звеньев искусства авангарда начала XX в., в частности литературы и кинематографа. Вопрос влияния открытий художников на кинематограф практически не исследовался в научной литературе. Между тем монтажные теории советских режиссеров имели прямую связь с новым языком литературы и искусства. Лейтмотивы и смысловые переклички художников и кинематографистов создавали особое трансмедийное пространство, в котором абстрактная идея членения мира на составные части становилась одной из ключевых для выражения содержания современности. И кино не существовало обособлено от этого процесса, а, начиная с периода Первой мировой войны, было включено в него. В качестве подтверждения этого тезиса в статье приводятся примеры сравнения работ футуристов Ф. Т. Маринетти, Велимира Хлебникова и Ильи Зданевича, советских кинематографистов Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, философов Анри Бергсона и Мартина Хайдеггера, а также теоретика русского формализма Виктора Шкловского. Вместе и независимо друг от друга их взгляды и художественные идеи образуют уникальную медийную систему координат, в которой кинематограф становится, впервые в истории, искусством наравне с литературой и живописью.

Ключевые слова

визуальная культура, советское кино, авангард, футуризм, монтаж, Дзига Вертов.

Список литературы

1 Беньямин В. Бодлер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 224 с.

2 Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Академический проект, 2015. 319 с. 

3 Василий Кандинский и Арнольд Шенберг. Переписка. 1911–1936 / сост. Е. Халь-Фонтэн. М.: Grundrisse, 2017. 224 с.

4 Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 320 с.

5 Дзига Вертов. Из наследия: в 2 т. / сост. Д. В. Кружкова, С. М. Ишевская. М.: Эйзенштейн-центр, 2008. Т. 2. 648 с.

6 Зданевич И. Футуризм и всечество 1912–1914: в 2 т. М.: Гилея, 2014. Т. 1. 319 с.

7 Кукулин И. Машины зашумевшего времени. Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры. М.: НЛО, 2015. 395 с.

8 Маринетти Ф. Т. Технический манифест футуризма // Футуризм. СПб.: Прометей, 1914. С. 72–78.

9 Монк Рэй. Витгенштейн. Долг гения. М.: РАНХиГС, 2018. 624 с.

10 Рихтер Х. Дада. Искусство и антиискусство. М.: Гилея, 2018. 360 с.

11 Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания / сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. СПб.: Полиграф, 2009. 832 с.

12 Сальникова Е. В. Феномен трансмедийности и медиаколлекции. Подходы и методы // Большой формат: экранная культура в эпоху трансмедийности / Государственный институт искусствознания. М.: Издательские решения, 2018. Ч. 1. С. 15–69.

13 Формальный метод. Антология русского модернизма: в 3 т. / ред. С. Ушаков. М.: Кабинетный ученый, 2016. Т. 1. 960 с.

14 Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. 1993. № 8. С. 113–123.

15 Хоружий С. «Улисс» в русском зеркале // Джойс Д. Собр. соч.: в 3 т. М.: Знак, 1994. Т. 3. С. 363–605.

16 Цивьян Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России 1896–1930. Рига: Зинатне, 1991. 492 с.

17 Шкловский В. Б. За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985. 573 с.

18 Aiken E. The Cinema and Italian Futurist Painting // Art Journal. 1981. Vol. 41:4. P. 353–357.

19 Cook S. «Our Eyes, Spinning like Propellers»: Wheel of Life, Curve of Velocities, and Dziga Vertov's «Theory of the Interval» // October. 2007. Vol. 121. P. 87–89.

20 Hicks J. Dziga Vertov. Defining documentary film. L.: Tauris, 2007. 195 p.

21 Lawton A. Rhytmic Montage in the Films of Dziga Vertov: A Poetic Use of the Language of Cinema // Pacific Coast Philology. 1978. Vol. 13. P. 44–45.

22 Tsivian Y. The Wise and Wicked Game: Re-editing and Soviet Film Culture of the 1920 s. // Film History. 1996. Vol. 8. № 3. Cinema and Nation. P. 327–343.

23 Turvey M. Can the Camera See? Mimesis in Man with a Movie Camera // October. 1999. Vol. 89. P. 37–38.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации