Название статьи |
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ |
Автор/ы |
О. А. Запека |
Сведения об авторе/авторах |
Оксана Анатольевна Запека — кандидат философских наук, Российский государственный университет им А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: zana5@yandex.ru Жанна Александровна Береснева — доцент, Российский государственный университет им А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. E-mail: zhanna-beresneva@yandex.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 35–42 |
Дата поступления статьи |
07.11.2019 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71(2) + 83.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
Между культурами всегда существует диалог, независимо от местонахождения культуры, а также времени ее возникновения. Каждая культура прошлого вовлечена в этот процесс и постепенно раскрывает в себе все новые и новые смыслы. Диалог — это своеобразная «природа» культуры, которая сама по себе диалогична и полифонична. Примером своеобразного понимания диалога культур может служить традиционный для русской литературы жанр путевой прозы. Здесь диалог — скорее особая форма, отражающая литературный замысел произведения, подчеркивающий его жанровую специфику, с одной стороны, и смысловой контекст — с другой. В системе русского литературного путешествия диалог культур осуществляется через уровни восприятия самого пути, организующие повествование и сюжет. В рамках русской литературы сам диалог культур воспринимался как путь, предназначение, предопределение, движение: это и лирическая тема, и сюжетообразующая линия, и средство художественной изобразительности. В средневековых русских паломничествах диалог культур осуществляется на уровне взаимодействия человека и Бога, когда идеалом культуры выступает Святая земля, а сам путь воспринимается как судьба, предначертанная Богом, реальные же впечатления во время путешествия не играют в этом случае ведущей роли. В начале XVIII в. культурный диалог выстраивается в так называемой горизонтальной проекции, на основе реальных впечатлений. Вторая половина XIX – начало XX вв. знаменует собой новое понимание диалога культур посредством литературного путешествия как бесконечного пространства осмысления человеком мира в целом и самого себя. Эта тенденция зарождается в критическом реализме и продолжает свое развитие в символизме с его предельной чувственностью и со-знанием культуры. |
Ключевые слова |
литература путешествий, диалог культур, путешествие, А. С. Пушкин, И. А. Гончаров, А. Белый, путь, восприятие. |
Список литературы |
1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с. 2 Белый А. Африканский дневник // Российский архив. М.: ТРИТЭ, 1991. Вып 1. 462 с. 3 Библер В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42. 4 Гончаров И. А. Фрегат «Паллада» // Гончаров И. А. Собр. соч. в 8 т. М.: Гослит-издат, 1952–1953. Т. 2. 327 с. Т. 3. 479 с. 5 Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Повести. М.: Правда, 1980. 607 с. 6 Краткий словарь философских терминов // Nenuda.ru. URL: http://nenuda.ru/краткий-словарь-философских-терминов.html (дата обращения: 18.10.2018). 7 Матевосян А. Ж. Диалог культур как теоретическая проблема современной культурологии // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dialog-kultur-kak-teoreticheskaya-problema-sovremennoy-kulturologii (дата обращения: 18.10.2018). 8 Пушкин А. С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года // Пушкин А. С. Собр. соч.: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1960. Т. 5. С. 412–462. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|