Название статьи

ЭКРАННАЯ СРЕДА В ПРОСТРАНСТВЕ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Автор/ы

В. Д. Эвалльё

Сведения об авторе/авторах

Виолетта Дмитриевна Эвалльё — кандидат культурологии, старший научный сотрудник сектора художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, 125009 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4531-4922. E-mail: amaris_evally@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2021

Номер журнала

Т. 60

Страницы

С. 8–20

Дата поступления статьи

03.07.2020

Дата публикации

28.06.2021

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-8-20

Индекс УДК

008+7.067

Индекс ББК

71+39.81

Аннотация

Московский метрополитен сегодня демонстрирует активное развитие: появляются новые составы, строятся станции. Сверх материально-
пластической среды формируется и экранная, виртуальная реальность, ключевая роль которой заключается в моделировании новой мифопоэтики метрополитена. В данной статье предпринята попытка структурировать новые ракурсы виртуальной жизни метро и точки их сопряжения с объективной, материальной средой. Можно условно обозначить три типа экранных сред в Московском метрополитене: информационные панели (расположены над дверьми в вагонах), интерактивные конструкции (Info-SOS на станциях и экраны с розетками в «головной» и «хвостовой» частях современных составов), экраны-«телевизоры» (в вестибюлях и встроенные в промежуток между дверью и окном вагона, где традиционно располагалась схема линий московского метрополитена, и небольшие экраны на уровне глаз стоящих в поезде пассажиров). У них различный смысловой контент и типы коммуникации с пассажирами. В формировании видеоряда на экранах московского метрополитена второй половины 2019 г. очевиден ряд тенденций. Рубрики, транслируемые на экранах, шли последовательно, от более социально значимых сюжетов до викторин и анонсов. При просмотре череды коротких сюжетов создавалась иллюзия «сжатия времени» поездки. Весь блок экранной информации работал на эффект «ускорения» времени и стремительности метрополитена. Сегодня в московском метро работает не столько архитектурная среда, сколько виртуальная коммуникативная, у которой, помимо функций развлекать, успокаивать, отвлекать от неразрешимых проблем и высветлять палитру жизненных впечатлений, есть еще функция анимирования метро, наделения его характером, темпераментом, интонационной структурой. Экранная среда метро работает как некая духовная сущность этого сложного организма, находящаяся в дистанционной, опосредованной коммуникации с пассажирами и формирующая как их отношение к метро, так и некоторые поведенческие установки.

Ключевые слова

визуальная культура, коммуникация, московский метрополитен, город, медиасреда, экран, контент.

Список литературы

1 Алленов М. М. Очевидности системного абсурдизма сквозь эмблематику московского метро // Искусство кино. 1990. № 6. С. 81–85.

2 Беседин И. С. Московский метрополитен // Метро и тоннели. 2012. № 2. С. 6–9.

3 Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 296 с.

4 Дивов О., Рублев М. Не прислоняться. Правда о метро. М.: Эксмо, 2011. 210 с. 

5 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь / пер. с нем. М.: Strelka Press, 2018. 112 с.

6 Кондаков И. В. Русский медиаповорот: старые и новые медиа в архитектонике российской культуры // Старые и новые медиа: формы, подходы, тенденции XXI века / под ред. Е. В. Сальниковой. М.: Издательские решения, 2019. С. 12–50.

7 Костина О. В. Архитектура Московского метро. 1935–1980-е годы.
М.: БуксМАрт, 2019. 208 с.

8 Костина О. В. Московское метро — «Ода к радости» // Русское искусство. 2005. № 1. URL: http://www.rusiskusstvo.ru/tourism.html?id=1305 (дата обращения: 18.02.2020).

9 Сальникова Е. В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические ракурсы. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 552 с.

10 Селиванова А. Н. Постконструктивизм. Власть и архитектура в 1930-е годы в СССР. М.: БуксМАрт, 2019. 320 с.

11 Смолова М. В. Архитектурно-художественные концепции архитектуры метрополитена // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 3 (37). С. 68–74.

12 Щукин В. Г. Тоталитарная эйдология или подземный сон на яву // Вопросы философии. 2014. № 8. С. 90–100.

13 Эвалльё В. Д. Полиэкран: к проблеме обозначения понятия // Художественная культура. 2018. № 3. С. 232–255. URL: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/70a/hk_2018_03_232_255_evalye.pdf (дата обращения: 12.04.2020). 

PDF-файл

Скачать