Название статьи |
РОМАН А. И. ЦВЕТАЕВОЙ «AMOR»: ЖАНРОВАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХОВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ |
Автор/ы |
Т. Е. Смыковская |
Сведения об авторе/авторах |
Татьяна Евгеньевна Смыковская — кандидат филологических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, ул. Ленина, д. 104, 675000 г. Благовещенск, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3800-0239 E-mail: tarkatova@yahoo.com |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 63 |
Страницы |
С. 198–207 |
Дата поступления статьи |
05.02.2020 |
Дата одобрения рецензентами |
15.06.2020 |
Дата публикации |
28.03.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-63-198-207 |
Индекс УДК |
821.161.1.0 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)6 |
Аннотация |
Статья посвящена роману А. И. Цветаевой «Amor», первая редакция (1939–1941) которого была создана в годы пребывания автора в одном из дальневосточных исправительно-трудовых лагерей. Романная рукопись через вольнонаемных была отправлена в Москву, к ней А. Цветаева, отбыв «вечную ссылку» в Сибири, вернулась в конце 1960 г. Однако окончательный канонический вариант текста создается лишь в 1980-е гг. Впервые роман увидел свет в журнале «Москва». В публикации произведение анализируется с точки зрения специфики жанра. Роман трактуется как лирический, что прежде всего обусловлено централизацией и психологической актуализацией сознания главной героини, Ники, alter ago А. Цветаевой. Лирическая жанровая модель определяет поэтику «Amor». Он подвержен многоуровневому лирическому членению, охватывающему разные структуры: повествовательно-композиционную организацию (многоуровневый хронотоп), метапоэтический срез (роман о себе, поэма о Морице, собственное лирическое творчество), речевое построение (осложненные внешние и внутренние монологи), портретные характеристики и пейзажные зарисовки. Лирической формой жанра в эпоху тоталитарного порабощения личности А. Цветаева отстаивает ценность каждого человека, воплощает аксиолого-гуманистическую концепцию, нацеленную на защиту индивидуальности в любых исторических и общественных условиях. |
Ключевые слова |
Анастасия Цветаева, «Amor», жанр, лирический роман, лирическая героиня, лирическое членение. |
Список литературы |
1 Буди благословен тот день и час: Мемориальный каталог Анастасии Ивановны Цветаевой из фондов Музея семьи Цветаевых в Ново-Талицах. Иваново: ИД «Референт»; Изд-во Музея семьи Цветаевых в Ново-Талицах, 2009. 48 с. 2 Гинзбург Л. Я. О лирике. М.; Л.: Сов. писатель, 1964. 382 с. 3 Есенина Е. А. Проза А. И. Цветаевой: автобиографизм и мифотворчество // Studia Litterarum. 2017. Т. 2, № 4. С. 218–229. DOI: 10.22455/2500-4247-2017-2-4-218-229 4 Зинова Е. А. Проблема соотношения автора и героя на примере романа А. И. Цветаевой «Amor» // Дискуссия. 2015. № 2. С. 140–146. 5 «Зовут ее Ася. Но лучшее имя ей — Пламя…» // Грани. 2014. № 252. С. 52–80. 6 Касатых Е. А. Мир творчества А. И. Цветаевой: художественное, онтологическое, событийное: автореф. дис. … канд. филол. наук. Шуя, 2009. 18 с. 7 Медведев А. А. Концепт тишины в лирике А. И. Цветаевой 1937–1943 гг. // Вестник ЧелГУ. 2014. № 9–1. С. 319–325. 8 Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / главный научный редактор Н. Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с. 9 Резниченко О. М. Вера помогла выжить // Последний луч Серебряного века: Воспоминания об Анастасии Цветаевой. М.: Изд-во Дома-музея Марины Цветаевой, 2010. С. 81–84. 10 Рымарь Н. Т. Лирический роман: творческие задачи и поэтика. Самара: Изд-во СамГУ, 2008. 80 с. 11 Смыковская Т. Е. «Рая весть в трехмерности аду»: специфика художественного топоса лагерных стихотворений Анастасии Цветаевой // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2018. № 1. С. 97–104. 12 Смыковская Т. Е. «Две неразлучных...»: творческое сопряжение и душевная сообразность сестер Цветаевых // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 177–187. 13 Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с. 14 Цветаева А. И. Amor. М.: Книга по Требованию, 2014. 456 с. |
PDF-файл |