Название статьи

ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АЛЯСКИ

Автор/ы

Т. К. Ростовская

С. Н. Фомина

Н. В. Родин

Сведения об авторе/авторах

Тамара Керимовна Ростовская — доктор социологических наук, профессор, заместитель директора, Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1, 119333 г. Москва, Россия. Е-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Светлана Николаевна Фомина — доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, ул. В. Пика, д. 4, стр. 1, 129226 г. Москва, Россия. E-mail: fomina-sn@mail.ru

Никита Витальевич Родин — бакалавр, Российский государственный социальный университет, ул. В. Пика, д. 4, стр. 1, 129226 г. Москва, Россия. E-mail: n.rodin.rt@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2020

Номер журнала

Т. 55

Страницы

С. 50–63

Дата поступления статьи

30.09.2019

Дата публикации

28.03.2020

Индекс DOI:

10.37816/2073-9567-2020-55-50-63

Индекс УДК

008+316.74

Индекс ББК

71+86.372.81+63.3(2)521-27

Аннотация

Роль Русской православной старообрядческой церкви на Аляске поистине выдающаяся — именно она признается оплотом сохранения русской культуры и русской духовности. В статье рассматриваются сущность, основные особенности старообрядчества, степень его влияния на сохранение русского наследия на Аляске. Выявлено, что сохранение самобытности культуры, языка не на своей территории в течение такого длительного промежутка времени, свидетельствует о многих сильных сторонах жизнеустройства старообрядцев. Залогом сохранения русского культурного наследия в старообрядческой общине Аляски являются несколько факторов: традиционность, закрытость, преемственность. Авторы на основе комплексного анализа делают вывод о том, что как минимум три составляющие традиционного воспитания старообрядчества теряют свою актуальность: набожность, как фундамент воспитания, имеющий внутреннее и внешнее выражение; строгость, имеющая стремление воспитать в ребенке множество первичных личных качеств, таких, как скромность, трудолюбие; послушание, т. е. уважение родителей, боязнь родительского разочарования. Сделан вывод, что старообрядцы на сегодняшний день являются главными хранителями русской культуры в этом регионе. Однако кризисные явления, связанные с сохранением русских говоров в составе старообрядческих общин других государств, тенденции к ассимиляции создают угрозу для сохранения культурного наследия старообрядчества. Необходима разработка стратегии по работе с данной категорией носителей языка и традиций, организация исследований в среде их проживания. 

Ключевые слова

Русская православная церковь, религии, старообрядчество, культурное наследие, молодежь, воспитание, образование.

Список литературы

1 Аторин Р. Ю. Духовные ценности Древлеправославия: некоторые аспекты церковной жизни русского старообрядчества. М.: [Б. и.], 2017. 199 с. 

2 Домашнев А. И. Немецкие поселения на Неве (Из истории развития «островной» диалектологии) // Вопросы языкознания. 1996. № 1. С. 24–32.

3 Загоровская О. В. Проблемы изучения севернорусских говоров в иноязычном окружении // Севернорусские говоры в иноязычном окружении. Пермь, Сыктывкар: Изд-во ПГУ, 1986. С. 5–19.

4 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович: в 2 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 528 с.

5 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2000. Т. 2. 814 с.

6 Касаткин Л. Л. Русские старообрядцы: язык, культура, история: сб. ст. к XIV Междунар. съезду славистов. М.: Языки славянских культур, 2008. 608 c.

7 Кириллов И. А. О старообрядческом воспитании // Голос церкви. 1918. № 2. С. 54–66.

8 Кузьмина Л. П. Старообрядцы в современном мире (обзор журнала «Церковь» за 1982–1988 годы) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992. С. 83–85.

9 Леннгрен Т. Лексика русских старообрядческих говоров. (На материале, собранном в Латгалии и Житомирщине). Uppsala: Uppsala University, 1994. 174 с.

10 Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М.: Мысль, 1969. 112 с.

11 Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 135 с. 

12 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 1995. 928 с.

13 Официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви. Реформы патриарха Никона. Начало раскола // «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. URL: http://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/reformyi-patriarha-nikona-nachalo-raskola/ (дата обращения: 15.05.2018).

14 Полоцкий С. Жезл правления // Арт-Беларусь. URL: https://artbelarus.by/ru/collection/4199.html (дата обращения: 15.05.2018).

15 Плеханов Г. В. История русской общественной мысли: в 3 т. М.: Мир, 1914. Т. 1. 304 с. 

16 Попов Н. И. Опыт исследования: что такое современное старообрядчество; Окружное послание поповщины: (прил.). М.: Университетская тип. 1866. 111 с.

17 Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. М.: Церковь, 1995. 86 с.

18 Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990. 184 с. 

19 Тютина Ю. В. Этнография детства старообрядцев-поморцев Верхокамья. На примере Кезского района Удмуртии (село Кулига и др.). Великий Новгород: Архедоксiя, 2016. 100 с. 

20 Щербов А. Н. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1972. 406 с.

21 Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор русского законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии. СПб.: Гос. тип., 1912. 328 с. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации