Название статьи

РАДЫШЕВСКИЙ И АВРАМОВ: К ИСТОРИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ОППОЗИЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

Автор/ы

О. А. Крашенинникова

Сведения об авторе/авторах

Ольга Александровна Крашенинникова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россиия. E-mail: info@imli.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2019

Номер журнала

Т. 53

Страницы

С. 34–47

Дата поступления статьи

11.09.2018

Дата публикации

28.09.2019

Индекс УДК

008+82.091

Индекс ББК

71.1+83.3(2Рос=Рус)

Аннотация

Зарождение консервативного направления в русской общественной жизни восходит, по мнению автора статьи, уже к первой четверти XVIII в., к эпохе раннего российского Просвещения, периоду петровских реформ, а также к последующему десятилетию после правления Петра I. Однако до сих пор представители русской духовной оппозиции первой половины XVIII в.: С. Яворский, Ф. Лопатинский, М. Радышевский, М. Аврамов — не рассматривались в нашей исторической науке как целостная партия. Со второй половины 1720-х гг. нарастает обличительный пафос церковного публициста и оппозиционера архим. М. Радышевского († 1742), нацеленный не только на разоблачение архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича, но и на резкую критику всей проводимой Синодом церковной политики. Сходную эволюцию претерпел и друг Радышевского М. П. Аврамов (1681–1752), в прошлом соратник Петра I, первый директор Санкт-Петербургской типографии, один из образованнейших людей петровского времени. Духовная эволюция Аврамова от деятеля науки и просвещения к церковному консерватору-традиционалисту была отражена в написанной им около 1744 г. автобиографии. В этом повествовании тесно переплелись реалистическая традиция достоверной передачи исторических фактов и средневековая традиция чудесного, характерная для житийной литературы. Литературная автобиография героя была построена по канонам житийного жанра. Автобиография Аврамова со всей очевидностью показывала двойственность и неоднозначность человека петровского времени, когда зачастую под маской деятеля Просвещения, европейски образованного человека скрывался глубокий консерватор, ревнитель православного благочестия.

Ключевые слова

М. Радышевский, М. Аврамов, духовные писатели и публицисты XVIII в., русский консерватизм XVIII в., церковная оппозиция петровским реформам, автобиография, литературная исповедь. 

Список литературы

1 Вопросы истории консерватизма. Альманах. 2015. № 1. 416 с.

2 Гросул В. Я. Зарождение русского политического консерватизма // Вестник РГНФ. 1997. № 1. С. 21–33.

3 Гюйгенс Х. Книга мирозрения, или мнение о небесноземных глобусах и их украшениях. СПб.: Санкт-Петербургская тип., 1717. 8, 267 с. 5 л.

4 Дело о Феофане Прокоповиче // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. М.: В университетской тип., 1862. Кн. I. Отд. II. С. 45–49.

5 Крашенинникова О. А. Духовный писатель XVIII в. Маркелл Радышевский (+1742). Материалы к биографии // Актуальные вопросы изучения светской и духовной словесности. М.: У Никитских ворот, 2017. С. 5–22.

6 Крашенинникова О. А. Критика Феофана Прокоповича и «Духовного Регламента» в современной ему публицистике // Очерки истории русской публицистики XVIII в. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 342–408.

7 Крашенинникова О. А. Подметное письмо 1732 г. и его предполагаемый автор // Очерки истории русской публицистики XVIII в. М.: ИМЛИ РАН, 2017.
С. 409–470.

8 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. С. 243–253. 

9 Мамонов В. Ф. К вопросу о зарождении консерватизма в России // Российский консерватизм: теория и практика. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. С. 3–25. 

10 Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. 560 с. 

11 Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1862. Т. 1. С. 498–514.

12 Пыпин А. Н. История русской литературы. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1907. Т. 3. С. 354–359. 

13 Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика / под ред. В. Я. Гросул. М.: Прогресс-традиция, 2000. 439 с.

14 Серов Д. О. Строители империи. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1996. С. 69–98.

15 Чистович И. А. Решиловское дело: Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский: Материалы для истории первой половины XVIII столетия. СПб.: Тип. духов. журн. «Странник», 1861. 64, 31 с.

16 Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб.: Изд-во Императорской АН, 1868. С. 260–270, 297–301, 307–309.

17 Шишкин И. Михаил Аврамов, один из противников реформы Петра Великого // Невский сборник. СПб.: Тип. К. Вульфа, 1867. Т. I. С. 375–429.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации