Название статьи

УЧЕНИЕ О КОММЮНОТАРНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЗДНЕГО Н. А. БЕРДЯЕВА

Автор/ы

О. А. Запека

Сведения об авторе/авторах

Оксана Анатольевна Запека —  кандидат философских наук, заведующая кафедрой славяноведения и культурологии, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия.

E-mail: zana5@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2022

Номер журнала

Т. 66

Страницы

С. 81–87

Дата поступления статьи

05.03.2022

Дата одобрения рецензентами

10.05.2022

Дата публикации

28.12.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-81-87

Индекс УДК

008+392

Индекс ББК

63.5+71.05

Аннотация

В работе «О рабстве и свободе человека», написанной и изданной уже в эмиграции, мы встречаем у Н. А. Бердяева такое понятие, как «коммюнотарность»: «…личность человеческая должна быть в свободном общении, в свободной общности, в коммюнотарности, основанной на свободе и любви». Понятие коммюнотарности близко к понятию соборности, которая, по словам Бердяева, стала «творческим открытием» А. С. Хомякова. Соборность в понимании Хомякова есть прежде всего органическое единство в свободе на основе взаимной любви. Идею коммюнотарности нельзя считать главной в бердяевской философии (как то соборность у Хомякова), но он отводил ей в своих построениях далеко не последнее место. «Коммюнотарность» и «соборность» — понятия близкие, но вряд ли их стоит рассматривать как совершенно тождественные. Бердяев соотносит понятие «коммюнотарность» с понятиями «коллектив» и «соборность». Коммюнотарность есть общность и общинность личностей, она персоналистична, тогда как в «коллективной реальности» человек перестает быть высшей ценностью. Пафос свободы Бердяева много сильнее того, который присущ Хомякову. Поэтому и в трактовке отношения «свобода — соборность», «свобода — коммюнотарность» приоритеты Хомякова и Бердяева не совпадают. Бердяев связывает свой персонализм с идеей коммюнотарности: личность коммюнаторна, она раскрывает свой образ через проникновение личностью Божественной и через проникновение другой человеческой личностью. Свобода представляется Бердяеву главным условием становления и самого существования человека как личности; именно свобода позволяет человеку определиться в его неповторимом бытии. Утверждение коммюнотарности как третьей свободы, наряду с различаемыми Бердяевым свободой иррациональной, избирающей (первой) и свободой разумной, просветленной (второй), не является бесспорным, и все же с ним можно согласиться.

Ключевые слова

Н. А. Бердяев, свобода, коммюнотарность, А. С. Хомяков, личность, соборность, персонализм.

Список литературы

1 Бердяев Н. А. Самопознание. М.: ДЭМ, 1990. 334 с.

2 Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. 382 с.

3 Бердяев Н. А. Опыты философские, социальные, литературные. СПб.: Тип. М. В. Пирожкова, 1907. 446 с.

4 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Париж: YMCA-Press, 1939. 222 с.

5 Гайденко П. П. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева // Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.

6 Гальцева Р. А. Н. Бердяев — философ творчества и теоретик культуры // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, ИЧП «Лига», 1994. Т. 1. 541 с. Т. 2. 542 с.

7 Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990. 64 с.

8 Лосский В. Н. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991. 480 с.

PDF-файл

Скачать