Название статьи |
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ С.А. ЕСЕНИНА «ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»: ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА И КОНТЕКСТ ПРОЧТЕНИЯ |
Автор/ы |
Бузинова Л.М., Журавлева Д.А. |
Сведения об авторе/авторах |
Людмила Михайловна Бузинова — доктор филологических наук, доцент, Московский Международный университет, Ленинградский просп., д. 17, 125040 г. Москва, Россия. Дарья Андреевна Журавлева — член временной научно-практической группы. |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 73 |
Страницы |
С. 209–221 |
Дата поступления статьи |
01.08.2023 |
Дата одобрения рецензентами |
20.03.2024 |
Дата публикации |
25.09.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-73-209-221 |
Индекс УДК |
81‑119 |
Индекс ББК |
80 |
Аннотация |
Данная статья посвящена исследованию лингвистического потенциала поэтического текста на примере поэмы С.А. Есенина «Черный человек». Поэтический текст рассматривается как сложная взаимообусловленная структура, в которой характеризуются отношения между фонологической, синтаксической и лексической организациями текста. Каждый уровень языка или их тесное взаимодействие может являться доминирующим в формировании главной идеи произведения. Звуковая сторона непосредственно влияет на форму и содержание, наделяя произведение С.А. Есенина необходимым смыслом и тональностью. Определенное настроение создают фонетические стилистические приемы: ассонанс и аллитерация. Для того, чтобы вызвать болезненные и мрачные чувства у читателя, на лексическом уровне используются эпитеты с негативной стилистической окраской, метафоры, контекстные антонимы, олицетворения и сравнения. Что касается синтаксических средств выразительности, основными приемами в данном случае являются рефрены, инверсия, умолчание, восклицание и риторический вопрос. Таким образом, предложенный формат анализа поэтического текста позволяет более наглядно раскрыть драматичность главной идеи и ощутить особую мрачную атмосферу, влияющую на эмоциональное и психологическое восприятие поэмы читателем. |
Ключевые слова |
поэма, поэтическое содержание, языковые уровни, структура, фонетика, лексика, стилистика. |
Список литературы |
Исследования 1 Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учеб. М.: Флинта; Наука, 2004. 384 с. 2 Бузинова Л.М. Концепты «ДУША» и «СУДЬБА» в русской лингвокультуре // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 65–72. 3 Бузинова Л.М. Фразеологические особенности французской педагогической коммуникации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2018. № 4 (32). С. 78‑85. 4 Бузинова Л.М. Языковая идентичность: российский и немецкий преподаватель. М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2020. 223 с. 5 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика // Google Книги. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10093525 (дата обращения: 02.01.2022). 6 Воривода И.П. Cборник жаргонных слов и выражений, употребляемых в устной и письменной речи преступным элементом. Алма-Ата (электронное издание). 1971. 106 с. 7 Воронова О.Е. О драматической природе поэмы С.А. Есенина «Черный человек» // Современное есениноведение. 2006. № 4. С. 119–123. 8 Воронова О.Е. Жанровая система лирики С.А. Есенина: энциклопедический аспект // Биография и творчество Сергея Есенина в энциклопедическом формате: сб. научн. труд. по мат. Междунар. научн. конф., посвящ. 116‑летию со дня рождения С.А. Есенина/[редкол.: О.Е. Воронова (отв. ред.), Н.И. Шубникова-Гусева (отв. ред.) и др.]. Рязань: Изд-во Гос. музей-заповедник С.А. Есенина, 2012. С. 32–45. 9 Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: курс лекций. М.: Ленанд, 2016. 464 с. 10 Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург: Урал, 1999. 260 с. 11 Парамонова Л.Ю. Оппозиция черного и белого как символика жизни и смерти в русском символизме // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 1. № 3. С. 31–38. 12 Разинов Ю.А. Символика перекрестка // Вестник Самарской гуманитарной академии. Философия. Филология. 2010. № 1 (7) С. 123–130. 13 Рогов В.В. Что нужно знать переводчику о некоторых особенностях английского стихосложения // Русский язык. 2001. № 31. URL: https://rus.1sept.ru/article. php?ID=200103102 (дата обращения: 02.01.2022). 14 Свиридов С.В. «Бессмысленная» метафора Есенина на фоне текстов и метатекстов имажинизма // Балтийский филологический курьер. 2004. № 4. С. 125–136. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20658085 (дата обращения: 01.10.2024). 15 Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2 ч. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 2: Стихосложение и литературный процесс. 240 с. 16 Фесенко Э.Я. Теория литературы. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. 780 с. 17 Эткинд Е.Г. Поэзия и перевод. Ленинград: Сов. писатель, 1963. 431 с. 18 Bär G. Doppelgänger in der Literatur. Über die literarische Verarbeitung von Spaltungsphantasien und deren gesellschaftliche und individuelle Voraussetzungen. Runa, (27), S. 195–226. 19 Hasty C. Meter as rhythm // Horlacher. URL: https://www.esm.rochester.edu/integral/wpcontent/uploads/2019/06/INTEGRAL_11_horlacher. pdf (дата обращения: 13.01.2022). Источники 20 Азарова Н.М. Поэзия: учеб. М.: Объединенное Гуманитарное Издательство, 2021. 886 с. 21 Есенин С.А. Черный человек: [поэма]/[худож. В. Роганов]. М.: Изд. центр «Терра», 1993. 52 с. 22 Прилепин З. Есенин: Обещая встречу впереди. М.: Молодая гвардия, 2021. 1027 с. |
PDF-файл |