Название статьи |
РОЛЬ ДУХОВНОГО СТИХА В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРООБРЯДЦЕВ |
Автор/ы |
Н. С. Мурашова |
Сведения об авторе/авторах |
Наталья Сергеевна Мурашова ― кандидат искусствоведения, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия. E-mail: 2107542@mail.ru. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2019 |
Номер журнала |
Т. 54 |
Страницы |
С. 43–53 |
Дата поступления статьи |
13.02.2019 |
Дата публикации |
28.12.2019 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
71.2 + 86.372.81 |
Аннотация |
Цель статьи ― выявить отличительные особенности духовного стиха, обусловленные его переходом в старообрядческую среду и обосновать концепцию, согласно которой старообрядческий духовный стих можно обозначить как метажанр внебогослужебного духовного песнетворчества, сформировавшийся в качестве одного из средств сохранения культурного своеобразия носителей дораскольного православия. В статье выявлены отличия старообрядческого духовного стиха от общерусского. Они базируются на отношении староверов к духовному стиху как к репрезентанту дораскольной культуры, транслирующему традиционные ценности и смыслы; как к средству полемического взаимодействия со своими оппонентами. Отличия также проявляются на уровне содержания, функционирования и стилистики. В итоге метажанр старообрядческого духовного стиха определяется как компонент этноконфессиональной культуры. Он объединяет жанры внебогослужебного духовного пения книжного и устного происхождения, сформировавшиеся в разные исторические периоды и представляющие различные регионы и согласия. Старообрядцы внесли огромный вклад не только в сохранение, но и в развитие духовного стиха путем расширения границ его функционирования, актуализации содержания и стилистики, соединив традиции древнерусского духовного песнетворчества и внебогослужебного духовного пения Нового времени. |
Ключевые слова |
духовный стих, старообрядцы, метажанр, религиозная культура, этноконфесиональная идентичность. |
Список литературы |
1 Бурлина Е. Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во СГУ, 1987. 165 с. 2 Гуревич А. С. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 153–167. 3 Дутчак Е. Е. Старообрядческие таежные монастыри: условия сохранения и воспроизводства социокультурной традиции (вторая половина XIX – начало XXI вв.): автореф. дис. … д-ра ист. наук. Томск, 2008. 493 c. 4 Костров А. В. Старообрядчество и национальная идентичность русских // Альманах современной науки и образования. 2009. № 7–2. С. 81–82. 5 Матющенко В. С. Проблема религиозной идентичности в контексте понимания особенностей старообрядчества // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Политология. Религиоведение. 2015. Т. 14. С. 194–201. 6 Мурашова Н. С. Персоносфера старообрядческого духовного стиха // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 71–85. 7 Мурашова Н. С. Старообрядческий духовный стих в контексте исторической эволюции внебогослужебного духовного пения. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 371 с. 8 Никитина С. Е. Об идентификации конфессиональных сообществ — изнутри и извне (на материале старообрядческой, молоканской и духоборческой культур) // Русское старообрядчество: язык, культура, история. М.: Изд-во ИРЯ РАН, 2013. С. 23–37. 9 Никитина С. Е. Об идентичности, самоидентификации и идентификаторах в конфессиональных культурах (На материале современного старообрядчества) // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Изд-во Музея истории и культуры старообрядчества, 2011. Т. 2. С. 68–75. 10 Новикова О. А. Русское старообрядчество как культурный феномен: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2002. 151 с. 11 Подлубнова Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920 – начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория): автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. 218 с. 12 Попова О. В. Трансформация этнокультурных систем старообрядческих общин в зарубежных странах // Вестник ОГУ. 2015. № 7 (182). С. 173–181. 13 Рукавицына Е. А. Самоидентификация старообрядчества в современном социуме: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2011. 188 с. 14 Смилянская Е. Б. Роль запрета в сохранении идентичности конфессиональной группы (по материалам старообрядческих общин) // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М.: Кеннан, 2003. 15 Солдатов А. Современное старообрядчество: сохранение идентичности // Родина. 2012. № 12. С. 18–26. 16 Спивак Р. С. Философский метажанр: понятие, термин, методология анализа (И. А. Бунин, «Роман горбуна») // Stephanos. 2016. № 6 (20). С. 159–167. 17 Товбин К. М. «Параллельная Россия»: старообрядческие локусы как возрождение святой Руси в эпоху модерна // Вестник Российской нации. 2013. № 3–4 (29–30). С. 41–63. 18 Товбин К. М., Аторин Р. Ю., Кожурин К. Я. Православное старообрядчество как вариант российской цивилизации: методология исследований // Вестник славянских культур. 2018. Т. 49. С. 9–31. 19 Товбин К. М., Семичаевский А. В., Соколов В. В. Русские старообрядцы на Аляске: обзор менталитета и повседневности // Вестник славянских культур. 2016. № 3 (41). С. 52–64. 20 Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: религиозно-философские основы и отношение к обществу: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000. 377 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|