Название статьи |
ОБ ОДНОЙ ГРУППЕ РУССКИХ СУНДУКОВ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX В.) |
Автор/ы |
Г. А. Пудов |
Сведения об авторе/авторах |
Глеб Александрович Пудов — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела народного искусства, Государственный Русский музей, ул. Инженерная, д. 4, 191198 г. Санкт-Петербург, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7270-8065 |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 66 |
Страницы |
С. 286–295 |
Дата поступления статьи |
29.07.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
30.09.2021 |
Дата публикации |
28.12.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-66-286-295 |
Индекс УДК |
749 |
Индекс ББК |
85.126(2)53 |
Аннотация |
Несмотря на очевидный интерес к русскому сундуку, который имеет место в настоящее время, в его истории немало нерешенных проблем и вопросов. Остаются неизвестными не только отдельные центры производства, но и виды их продукции. В статье рассматривается большая группа сундуков, ранее не привлекавшая внимание исследователей. Эти изделия не были выявлены среди русской сундучной продукции. На фоне массы изделий крупных сундучных центров они встречаются нечасто (как в музейных собраниях, так и на электронных площадках). В настоящей работе проанализированы два типа таких сундуков. Они имели несколько разновидностей, отличающихся по конструкции, размерам и художественному оформлению. Наиболее общим признаком является форма крышки — покатая или плоская. Касательно стиля обоих типов сундуков отмечается, что в их внешнем облике просматривается влияние европейского сундучного дела. В качестве параллелей приводятся итальянские сундуки и английские «стандарты». Автором также констатируется связь технологии изготовления и стиля сундуков с промышленным производством. В настоящее время не представляется возможным точно определить место производства сундуков данной группы, поэтому в статье предлагается две версии их происхождения: одна связана с Москвой, другая — с Русским Севером. В связи с этим уточняется и датировка — конец XIX – первые десятилетия XX в. Сундуки имеют ярко выраженные внешние особенности, поэтому четко выделяются на фоне других сундучных изделий. |
Ключевые слова |
сундук, музейная коллекция, ремесло, народное искусство, сундучное производство. |
Список литературы |
1 Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII–XVIII веков в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2018. 312 с.: ил. 2 Кодрицки А. Л., Мешкова В. М. Судьба семьи сквозь призму веков (невьянские сундучники Селянкины и их потомки) // Веси. 2015. № 9. С. 64–72. 3 Козина Г. Н. Вологодские купцы — фабриканты и заводчики (XVIII – начало XX века) // Вологда: краеведческий альманах. Вологда: Русь, 1997. Вып. 2. С. 85–148. 4 Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 246–257. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-246-257 5 Пудов Г. А. Муромский сундук: Очерк истории. [Б.м.]: Издат. решения, 2020. 172 с. 6 Пудов Г. А. Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История. Мастера. Произведения. [Б.м.]: Издат. решения, 2021. 80 с. 7 Pickvance C. G. A study of medieval iron-bound «domed standard» chests in Kent // Archaeologia Cantiana. 2015. № 136. P. 141–162 |
PDF-файл |