Название статьи |
ГРАФИЧЕСКИЕ «ДНЕВНИКИ» ВИКТОРА ЗАМИРАЙЛО В КОНТЕКСТЕ ПОЭТИКИ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА-СИМВОЛИСТА |
Автор/ы |
О. С. Давыдова |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Сергеевна Давыдова — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, ул. Пречистенка, д. 21, 119034 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6834-3291. E-mail: davydov-olga@yandex.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2021 |
Номер журнала |
Т. 61 |
Страницы |
С. 317–332 |
Дата поступления статьи |
10.01.2021 |
Дата публикации |
28.09.2021 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-317-332 |
Индекс УДК |
7.03 |
Индекс ББК |
85.153(2)53 |
Аннотация |
Статья О. С. Давыдовой посвящена анализу творческой «лаборатории» талантливого художника-символиста Виктора Дмитриевича Замирайло, искусство которого связано с развитием оригинальных черт русского модерна. В силу трагических обстоятельств, обусловленных советской идеологией, а также иррациональной природой поэтики творчества мастера, наследие Замирайло является малоизученной, но чрезвычайно насыщенной по литературно-философским ассоциациям частью русской культуры рубежа XIX–XX вв. Его фантастический, преисполненный рыцарственной мечтательности образный мир позволяет раскрыть внутренние (душевные) источники формирования идеалистической системы символистского мышления, нашедшего самобытное отражение в произведениях таких эстетически близких Замирайло современников, как М. А. Врубель, А. Н. Бенуа и др. Главным предметом данного исследования стали уникальные по своему творческому потенциалу альбомы с набросками мастера из собрания Государственного Русского музея, впервые проанализированные автором статьи. Альбомы позволяют постигнуть индивидуальную логику иконографической системы Замирайло, а также понять общие закономерности фантазийного бытия образных иллюзий художников-символистов. |
Ключевые слова |
русское искусство конца XIX – первой трети XX вв, символизм, модерн, модернизм, Виктор Замирайло, поэтика, иконография, иконология, синтез искусств. |
Список литературы |
1 Ариосто Л. Неистовый Роланд. Песни I–XXV / пер. М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1993. 576 с. 2 Ахматова А. «Есть в близости людей…» // Ахматова А. Ветер лебединый. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 510 c. 3 Бенуа А. Н. Мои воспоминания / отв. ред. Д. С. Лихачев. М.: Наука, 1980. Т. 2. Кн. IV–V. 744 с. 4 Врубель М. А. Переписка. Воспоминания о художнике / сост. Э. П. Гомберг-Вержбинская, Ю. Н. Подкопаева, Ю. В. Новиков. Л.: Искусство, 1976. 383 с. 5 Давыдова О. С. Русский паладин Серебряного века: «Апофеоз» Виктора Замирайло // Виктор Дмитриевич Замирайло. 1868–1939: в 2 кн. / Д. Э. Боулт, О. А. Гаврилюк, О. С. Давыдова, К. В. Малая. СПб.: КGallery, 2018. Кн. 1: Живопись. Графика. Книжная графика. Архивные материалы. Воспоминания современников. С. 62–127. 6 [Замирайло В. Д.]. Виктор Дмитриевич Замирайло. 1868–1939: в 2 кн. / Е. В. Крапивина, Н. Мислер. СПб.: КGallery, 2018. Кн. 2: Патанька (Елена Григорьевна Михайлова (Николаева)): Статьи. Рисунки. Письма. Воспоминания. 56 с. 7 Лаку-Лабарт Ф. Поэзия как опыт. М.: Три квадрата, 2015. 192 с. 8 Муратов П. Вступительная статья // Нерваль Ж. де. Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия. М.: Кн-во К. Ф. Некрасова, 1912. С. 3–33. 9 Рильке Р. М. «Если Бога ты воспел…» // Рильке Р. М. Сады / пер. с нем., фр., [послесл.] В. Микушевича. М.: Время, 2003. С. 157. 10 Толстой А. К. Портрет // Толстой А. К. Собр. соч.: в 4 т. М.: Худож. лит. 1964. Т. 1. С. 511–535. 11 Эрнст С. Р. В. Замирайло / обл. В. Д. Замирайло. Петроград: Аквилон, 1921. 43 [3] с. |
PDF-файл |