Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО АВАНГАРДА В ПЕРИОД 1910–1930 гг. ИДЕИ РУССКОГО ТЕКСТИЛЬНОГО АВАНГАРДА

Автор/ы

Т. Е. Патина

О. В. Ковалева

Сведения об авторе/авторах

Татьяна Евгеньевна Патина — аспирант, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1166-270X
E-mail: patina.tati@gmail.com

Ольга Владимировна Ковалева — кандидат технических наук, доцент кафедры Искусство костюма и моды, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Малая Калужская, д. 1, 119071 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1160-5780
E-mail: kovaleva-ov@rguk.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 65

Страницы

С. 315–324

Дата поступления статьи

07.02.2022

Дата одобрения рецензентами

10.04.2022

Дата публикации

28.09.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-65-315-324

Индекс УДК

7.038.11

Индекс ББК

85.12(2)6

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор изученной и обработанной информации по вопросу фундаментальной роли обучения художников в системе институтов и художественных школ авангарда первой четверти ХХ в. Рассмотрены основные теоретические аспекты, связанные с развитием и становлением русского текстильного авангарда. Для более глубокого и объективного понимания развития новаторских идей искусства послереволюционной России ХХ в. изучена деятельность основных идеологов русского авангарда в искусстве живописи: М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, К. С. Малевича, В. В. Кандинского. В текстильном искусстве изучена деятельность В. Ф. Степановой, Л. С. Поповой, О. В. Розановой, а также деятелей, повлиявших на становление авангардных школ. Дано представление, как идеи авангарда продолжились в идеях супрематизма, конструктивизма и агиттекстиля. Сделан вывод о том, что исследование и изучение идей русского авангарда открывает новые возможности для развития современного российского дизайна.

Ключевые слова

текстильный орнамент, русский авангард, отечественная школа авангарда, текстильный авангард, конструктивизм, супрематизм, агиттекстиль, дизайн текстиля.

Список литературы

1 Бесчастнов Н. П. История развития школы дизайна в Московской гуманитарно-технической академии // Московская школа дизайна: костюм и текстиль. М.: Изд-во Всероссийского науч.-исслед. ин-та технической эстетики, 1994. С. 7–23.

2 Бесчастнов Н. П. Российская школа подготовки художников для текстильной и легкой промышленности. Становление и развитие. М.: Изд-во Московского гос. текстильного ун-та им. А. Н. Косыгина, 2005. 126 с.

3 Бесчастнов Н. П., Лаврентьев А. Н. Ткань авангарда. М.: РИП-холдинг, 2020. 336 с.

4 Игнатенко Г. С. Вышивая авангард: Супрематические вышивки на примере деятельности артели Вербовка 1900–1919 // Артикульт. 2021. № 3 (43). С. 68–73.

5 Карасик И. Н. К истории петроградского авангарда 1920–1930-е годы: События, люди, процессы, институты: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2003. 62 с.

6 Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. Минск: Экономпресс, 2003. 416 с.

7 Морозова Е. В., Громова М. В. Ремесленные школы царской России и их роль в развитии отечественной текстильной промышленности XIX в. // Вестник славянских культур. 2021. Т. 59. С. 307–320.

8 Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 654 с.

9 Туловская Ю. А. Текстиль Авангарда. Рисунки для ткани. Екатеринбург: TATLIN, 2021. 176 с.

10 Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна М.: Галарт, 1995. 423 с.

11 Kiaer C. Imagine no Possessions: The Socialist Objects of Russian Constructivism. Cambrige, Mass.: MIT Press, 2005. 344 p.

12 Lodder Ch. ‘Liubov Popova: From Painting to Textile Design’ // Tate Papers. 2010. № 14 (Autumn). URL: https://www.tate.org.uk/research/tate-papers/14/liubov-popova-from-painting-to-textile-design (дата обращения: 12.01.2022). 

13 Rowell M. The Russian avant-garde book 1910–1934. N.Y.: Museum of mod. art, 2002. 312 p.

PDF-файл

Скачать