Название статьи |
СОНАТА ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В.: СОЧИНЕНИЯ Н. А. РОСЛАВЦА И С. Н. ВАСИЛЕНКО |
Автор/ы |
О. В. Радзецкая |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Владимировна Радзецкая — доктор искусствоведения, профессор, Институт «Академия им. Маймонида», Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2022 |
Номер журнала |
Т. 64 |
Страницы |
С. 292–303 |
Дата поступления статьи |
03.08.2021 |
Дата одобрения рецензентами |
10.10.2021 |
Дата публикации |
28.06.2022 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-292-303 |
Индекс УДК |
78.082.2 |
Индекс ББК |
85.315.3 |
Аннотация |
В статье рассматриваются мало известные и редко исполняемые Сонаты для альта и фортепиано Н. А. Рославца и С. Н. Василенко, известных музыкантов и общественных деятелей, крупных представителей отечественной композиторской школы, написанных под влиянием растущего интереса к альтовому исполнительству, техническим и художественным возможностям инструмента. В этой тенденции заложен непосредственный отклик на творчество В. В. Борисовского, ставшего одним из великих интерпретаторов данного репертуара, установившего пути его развития вплоть до настоящего времени. Соната для альта и фортепиано стала пространством для эксперимента, символизирующего отход от академических канонов, появление альтернативного типа мышления, рождение оригинальных музыкальных систем. Другой гранью этого процесса выступили сочинения, написанные в русле романтических тенденций, характерных для камерного ансамбля в русской музыке. В центре внимания — стилевые и жанровые особенности указанных сочинений, их художественное содержание, близкое актуальным направлениям музыкального искусства первой трети XX в. Представлена разнообразная палитра интеллектуальных и творческих граней, определены характерные особенности композиторского почерка Рославца и Василенко в контексте традиций и новаторства, преемственных взаимосвязей и новых эстетических взглядов. |
Ключевые слова |
Н. А. Рославец, С. Н. Василенко, соната для альта и фортепиано, отечественное музыкальное искусство. |
Список литературы |
1 Артамонова Е. А. Композитор Сергей Василенко и его вклад в русскую музыкальную культуру // Художественное образование и наука. 2015. № 3. С. 96–103. 2 Василенко С. Н. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. 375 с. 3 Василенко Сергей Никифорович // Lounb.ru. URL: http://lounb.ru/lipregion/culture/68-territoriya-kino/deyateli-kinoiskusstva/alfavit-kinoshnikov/283-vasilenko-sergej-nikiforovich-1872-1956 (дата обращения: 01.08.2021). 4 Гайдамович Т. А. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. М.: Музыка, 1993. 263 с. 5 Лобанова М. Н. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. СПб.: Петроглиф, 2011. 284 с. 6 Лурье А. С. Скрябин и русская музыка // Вишневецкий И. Г. Евразийское уклонение в музыке 1920–1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы А. Лурье, П. Сувчинского, И. Стравинского, В. Дукельского, С. Прокофьева, И. Маркевича. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 168–181. 7 Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с. 8 Поляновский Г. А. Сергей Василенко: жизнь и творчество. М.: Музыка, 1964. 276 с. 9 Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки: в 2 ч. М.: Музыка, 1980. Ч. 2. Кн. 3 (1917–1945). 589 с. 10 Рогаль-Левицкий Д. Р. Камерная музыка С. Н. Василенко // Сергей Василенко: XXV лет музыкальной деятельности: Юбилейный сб. ст. М.; Л.: Изд-во Московского общества драматических писателей и композиторов, 1927. С. 81–88. 11 Рогаль-Левицкий Д. Р. Сергей Василенко и его альтовая соната. М.: Музыкальный сектор, 1927. 22 с. 12 Саввина Л. В. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Саратов, 2009. 42 с. |
PDF-файл |