Название статьи

СОНАТА ДЛЯ АЛЬТА И ФОРТЕПИАНО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX В.: СОЧИНЕНИЯ Н. А. РОСЛАВЦА И С. Н. ВАСИЛЕНКО

Автор/ы

О. В. Радзецкая

Сведения об авторе/авторах

Ольга Владимировна Радзецкая — доктор искусствоведения, профессор, Институт «Академия им. Маймонида», Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1595-1047
E-mail: aim@rguk.ru, olgabreman@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2022

Номер журнала

Т. 64

Страницы

С. 292–303

Дата поступления статьи

03.08.2021

Дата одобрения рецензентами

10.10.2021

Дата публикации

28.06.2022

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2022-64-292-303

Индекс УДК

78.082.2

Индекс ББК

85.315.3

Аннотация

В статье рассматриваются мало известные и редко исполняемые Сонаты для альта и фортепиано Н. А. Рославца и С. Н. Василенко, известных музыкантов и общественных деятелей, крупных представителей отечественной композиторской школы, написанных под влиянием растущего интереса к альтовому исполнительству, техническим и художественным возможностям инструмента. В этой тенденции заложен непосредственный отклик на творчество В. В. Борисовского, ставшего одним из великих интерпретаторов данного репертуара, установившего пути его развития вплоть до настоящего времени. Соната для альта и фортепиано стала пространством для эксперимента, символизирующего отход от академических канонов, появление альтернативного типа мышления, рождение оригинальных музыкальных систем. Другой гранью этого процесса выступили сочинения, написанные в русле романтических тенденций, характерных для камерного ансамбля в русской музыке. В центре внимания — стилевые и жанровые особенности указанных сочинений, их художественное содержание, близкое актуальным направлениям музыкального искусства первой трети XX в. Представлена разнообразная палитра интеллектуальных и творческих граней, определены характерные особенности композиторского почерка Рославца и Василенко в контексте традиций и новаторства, преемственных взаимосвязей и новых эстетических взглядов.

Ключевые слова

Н. А. Рославец, С. Н. Василенко, соната для альта и фортепиано, отечественное музыкальное искусство.

Список литературы

1 Артамонова Е. А. Композитор Сергей Василенко и его вклад в русскую музыкальную культуру // Художественное образование и наука. 2015. № 3. С. 96–103.

2 Василенко С. Н. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. 375 с.

3 Василенко Сергей Никифорович // Lounb.ru. URL: http://lounb.ru/lipregion/culture/68-territoriya-kino/deyateli-kinoiskusstva/alfavit-kinoshnikov/283-vasilenko-sergej-nikiforovich-1872-1956 (дата обращения: 01.08.2021).

4 Гайдамович Т. А. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации. М.: Музыка, 1993. 263 с.

5 Лобанова М. Н. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. СПб.: Петроглиф, 2011. 284 с.

6 Лурье А. С. Скрябин и русская музыка // Вишневецкий И. Г. Евразийское уклонение в музыке 1920–1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы А. Лурье, П. Сувчинского, И. Стравинского, В. Дукельского, С. Прокофьева, И. Маркевича. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С. 168–181.

7 Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.

8 Поляновский Г. А. Сергей Василенко: жизнь и творчество. М.: Музыка, 1964. 276 с.

9 Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки: в 2 ч. М.: Музыка, 1980. Ч. 2. Кн. 3 (1917–1945). 589 с.

10 Рогаль-Левицкий Д. Р. Камерная музыка С. Н. Василенко // Сергей Василенко: XXV лет музыкальной деятельности: Юбилейный сб. ст. М.; Л.: Изд-во Московского общества драматических писателей и композиторов, 1927. С. 81–88. 

11 Рогаль-Левицкий Д. Р. Сергей Василенко и его альтовая соната. М.: Музыкальный сектор, 1927. 22 с.

12 Саввина Л. В. Звукоорганизация музыки XX века как объект семиотики: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Саратов, 2009. 42 с.

PDF-файл

Скачать