Название статьи |
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПОДПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ XIX–XX ВВ. С ОРНАМЕНТИРОВАННЫМ ФОНОМ |
Автор/ы |
Черняева И.В., Булгаева Г.Д. |
Сведения об авторе/авторах |
Ирина Валерьевна Черняева — кандидат искусствоведения, доцент, Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия. |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2024 |
Номер журнала |
Т. 74 |
Страницы |
С. 237–248 |
Дата поступления статьи |
15.01.2024 |
Дата одобрения рецензентами |
11.09.2024 |
Дата публикации |
29.12.2024 |
Индекс DOI: |
https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-237-248 |
Индекс УДК |
75.046:7.048.3 |
Индекс ББК |
85.146.56+85.124 |
атрибуция, технология, орнамент, иконография, иконопись, подписи, золочение. |
|
Аннотация |
Интерес к исследованию, анализу и систематизации орнаменталь‑ ной системы в изобразительной традиции христианства сохраняет свою актуальность в современной науке. Исследователи рассматривают орнаментальный декор как важную составляющую произведений изобразительного искусства и архитектуры и самостоятельный вид художественного творчества. На протяжении столетий ученые подчеркивали в своих трудах значение орнамента, как признака атрибуции произведения искусства. Огромное разнообразие и редкое повторение узоров, размещенных по фону поздних русских икон, заставляет обратиться к более подробному изучению этого явления. Цель — идентификация подписных произведений русской иконописи второй половины XIX –начала ХХ вв. с золочеными орнаментальными фонами сквозь призму атрибуции. Комплексный подход с разносторонним изучением формы и содержания орнаментальных мотивов позволяет определить идентичные характеристики и объединить в группы ряд выявленных и атрибутированных произведений. Важной составляющей в этом процессе является технологический аспект. Различные методы нанесения орнамента на подготовленную поверхность не только обусловлены временными рамками, но могут нести оттенок социальной принадлежности автора. Рассматривается значение исторических текстов в процессе атрибуции иконного образа. Стилистический, иконографический и композиционный анализ живописи, а также выявление подписей на произведениях является необходимой составляющей идентификации группы икон с аналогичной системой декорации. В статье приведены примеры комплексного исследования произведений поздней в исследовании этой темы станет создание визуальной базы произведений иконописи с орнаментальным фоном, выявленных на территории региона. Выявле‑ ние взаимосвязей орнамента чеканных фонов иконописных образов с окладами, цинкографическими и литографическими образами, резьбой и монументальной росписью позволяют расширить рамки и обозначить перспективы исследования. |
Ключевые слова |
Новодевичий монастырь, царевна Софья Алексеевна, церковное зодчество, царское строительство. |
Список литературы |
Исследования Архив Валентина Скурлова: список ювелиров Москвы, 1850–1917 гг. URL: https:// skurlov.blogspot.com/2013/06/1850-1917_5.html (дата обращения: 13.11.2022). Баранов В.В. Некоторые особенности техники письма, технологии и структуры произведений Андрея Рублева и их роль в атрибуции иконпраздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Исследования в консервации культурного наследия [Текст] / отв. ред. А.В. Трезвов, Л.И. Лифшиц, О.В. Яхонт. М.: Индрик, 2008. С. 25–37. Булгаева Г.Д. Творческое наследие иконописных мастерских женских православных монастырей рубежа ХIХ–ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 297–309. Бусева-Давыдова И.Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М.: БуксМАрт, 2019. 476 с. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с. Гренберг Ю.И. Технология и исследование произведений станковой и настенной живописи. М.: ГОСНИИР, 2000. 179 с. Дергачев В.В. Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех: материалы к истории рода палехских иконописцев Софоновых, их художественного наследия и деятельности по реставрации древнерусских памятников: антология, альбом. М.: Гласность, 2010. 530 с. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. М.: БуксМАрт, 2020. 580 с.: ил. Лаврентьева Е.В. Богоматерь Египетская 1734 г.: технико-технологические особенности самой ранней датированной невьянской иконы // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 232–245. Нечаева А.С. Методологические подходы к изучению орнамента в современном гуманитарном знании // Костюмология. 2020. № 1. URL: https:// kostumologiya.ru/PDF/15IVKL120.pdf (дата обращения: 14.12.2023). Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи древней Руси. М.: Северный паломник, 2004. Т. I. 496 с. Преображенский А.С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века // Путем орнамента. Исследования по искусству Византийского мира: сб. ст. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 96–145. Рындина А.В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени. М.: Индрик, 2004. С. 107–118. Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон ХI–ХIV веков: происхождение, символика, художественный образ. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 261 с. Трубачева М.С. О происхождении и некоторых свойствах надписей на иконах // Древнерусское искусство: исследование и реставрация. М.: Изд-во Всерос. художественного научн.-реставрационного центра им. акад. И.Э. Грабаря, 1985. С. 61–120. Филатов В.В. Реставрация произведений русской иконописи. М.: Про-Пресс, 2007. 336 с. Шитова Л.А. Русский стиль в церковном искусстве // Русское церковное искусство. М.: Индрик, 2004. С. 138–146. Шахова И.В. Специфика церковной живописи ХIХ – начала ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2016. Т. 40. № 2. С. 225–232. |
PDF-файл |
Скачать |