Название статьи

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПОДПИСНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЦЕРКОВНОЙ ЖИВОПИСИ XIX–XX ВВ. С ОРНАМЕНТИРОВАННЫМ ФОНОМ

Автор/ы

Черняева И.В., Булгаева Г.Д.

Сведения об авторе/авторах

Ирина Валерьевна Черняева — кандидат искусствоведения, доцент, Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000‑0003‑0308‑0969
E-mail: gurkina-22@mail.ru
Галина Дмитриевна Булгаева — кандидат искусствоведения, доцент, Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000‑0002‑1608‑3299
E-mail: BulgaevaGD@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2024

Номер журнала

Т. 74

Страницы

С. 237–248

Дата поступления статьи

15.01.2024

Дата одобрения рецензентами

11.09.2024

Дата публикации

29.12.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-74-237-248

Индекс УДК

75.046:7.048.3

Индекс ББК

85.146.56+85.124

атрибуция, технология, орнамент, иконография, иконопись, подписи, золочение.

Аннотация

Интерес к исследованию, анализу и систематизации орнаменталь‑ ной системы в изобразительной традиции христианства сохраняет свою актуальность в современной науке. Исследователи рассматривают орнаментальный декор как важную составляющую произведений изобразительного искусства и архитектуры и самостоятельный вид художественного творчества. На протяжении столетий ученые подчеркивали в своих трудах значение орнамента, как признака атрибуции произведения искусства. Огромное разнообразие и редкое повторение узоров, размещенных по фону поздних русских икон, заставляет обратиться к более подробному изучению этого явления. Цель — идентификация подписных произведений русской иконописи второй половины XIX –начала ХХ вв. с золочеными орнаментальными фонами сквозь призму атрибуции. Комплексный подход с разносторонним изучением формы и содержания орнаментальных мотивов позволяет определить идентичные характеристики и объединить в группы ряд выявленных и атрибутированных произведений. Важной составляющей в этом процессе является технологический аспект. Различные методы нанесения орнамента на подготовленную поверхность не только обусловлены временными рамками, но могут нести оттенок социальной принадлежности автора. Рассматривается значение исторических текстов в процессе атрибуции иконного образа. Стилистический, иконографический и композиционный анализ живописи, а также выявление подписей на произведениях является необходимой составляющей идентификации группы икон с аналогичной системой декорации. В статье приведены примеры комплексного исследования произведений поздней в исследовании этой темы станет создание визуальной базы произведений иконописи с орнаментальным фоном, выявленных на территории региона. Выявле‑ ние взаимосвязей орнамента чеканных фонов иконописных образов с окладами, цинкографическими и литографическими образами, резьбой и монументальной росписью позволяют расширить рамки и обозначить перспективы исследования.

Ключевые слова

Новодевичий монастырь, царевна Софья Алексеевна, церковное зодчество, царское строительство.

Список литературы

Исследования

Архив Валентина Скурлова: список ювелиров Москвы, 1850–1917 гг. URL: https:// skurlov.blogspot.com/2013/06/1850-1917_5.html (дата обращения: 13.11.2022).

Баранов В.В. Некоторые особенности техники письма, технологии и структуры произведений Андрея Рублева и их роль в атрибуции иконпраздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Исследования в кон­сервации культурного наследия [Текст] / отв. ред. А.В. Трезвов, Л.И. Лифшиц, О.В. Яхонт. М.: Индрик, 2008. С. 25–37.

Булгаева Г.Д. Творческое наследие иконописных мастерских женских право­славных монастырей рубежа ХIХ–ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 297–309.

Бусева-Давыдова И.Л. Русская иконопись от Оружейной палаты до модерна: поиски сакрального образа. М.: БуксМАрт, 2019. 476 с.

Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.

Гренберг Ю.И. Технология и исследование произведений станковой и настен­ной живописи. М.: ГОСНИИР, 2000. 179 с.

Дергачев В.В. Иконописная мастерская Н.М. Софонова. Палех: материалы к истории рода палехских иконописцев Софоновых, их художественного насле­дия и деятельности по реставрации древнерусских памятников: антология, аль­бом. М.: Гласность, 2010. 530 с.

Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. М.: БуксМАрт, 2020. 580 с.: ил.

Лаврентьева Е.В. Богоматерь Египетская 1734 г.: технико-технологические осо­бенности самой ранней датированной невьянской иконы // Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 232–245.

Нечаева А.С. Методологические подходы к изучению орнамента в совре­менном гуманитарном знании // Костюмология. 2020. № 1. URL: https:// kostumologiya.ru/PDF/15IVKL120.pdf (дата обращения: 14.12.2023).

Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи древней Руси. М.: Север­ный паломник, 2004. Т. I. 496 с.

Преображенский А.С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века // Путем орнамента. Исследования по искусству Византийского мира: сб. ст. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 96–145.

Рындина А.В. Некоторые аспекты типологии и стилистики русских иконных окладов Нового времени. М.: Индрик, 2004. С. 107–118.

Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон ХI–ХIV веков: про­исхождение, символика, художественный образ. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 261 с.

Трубачева М.С. О происхождении и некоторых свойствах надписей на иконах // Древнерусское искусство: исследование и реставрация. М.: Изд-во Всерос. художественного научн.-реставрационного центра им. акад. И.Э. Грабаря, 1985. С. 61–120.

Филатов В.В. Реставрация произведений русской иконописи. М.: Про-Пресс, 2007. 336 с.

Шитова Л.А. Русский стиль в церковном искусстве // Русское церковное искус­ство. М.: Индрик, 2004. С. 138–146.

Шахова И.В. Специфика церковной живописи ХIХ – начала ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2016. Т. 40. № 2. С. 225–232.

PDF-файл

Скачать