Название статьи

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕЯ ДВОРЯНСКИХ ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ЕЕ АДАПТАЦИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Автор/ы

Н. С. Фуражева

Сведения об авторе/авторах

Наталья Сергеевна Фуражева — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1239-2286
E-mail: furazheva@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2023

Номер журнала

Т. 69

Страницы

С. 106–118

Дата поступления статьи

10.10.2022

Дата одобрения рецензентами

05.12.2022

Дата публикации

25.09.2023

Индекс DOI:

http://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-106-118

Индекс УДК

008

Индекс ББК

74.03(2)

Аннотация

Во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия в среде российского благородного сословия происходят значительные перемены. Возникает идея формирования дворянства нового типа с ориентацией на западные образцы, что влечет за собой перемены в системе образования и воспитания. Реализуется идея закрытых учебных заведений для воспитания новой дворянской элиты. Принципы обучения и воспитания в этих заведениях были заимствованы из идей французских просветителей, однако порой эти идеи претерпевали изменения в связи с адаптацией к особенностям российского общества данного периода. Основной была идея изоляции ребенка с раннего возраста от вредного влияния социальной среды и следование определенной педагогической концепции. И. И. Бецким были разработаны уставы для мужских и женских учебных заведений в России. Самыми распространенными военными заведениями того времени стали кадетские корпуса, служившие для Российской империи источником формирования лучших офицерских кадров. Примером светского учебного заведения для мальчиков стал известный, в основном благодаря своему первому выпуску, Царскосельский лицей. Смольный институт, основанный по примеру школы Святого Людовика в Сен-Сире, в дальнейшем послужил образцом для других институтов благородных девиц. Все эти заведения отличало жесткое следование уставу и строгая дисциплина. Несмотря на некоторые отрицательные черты образовательной системы, многие закрытые учебные заведения рассматриваемого периода взрастили лучших представителей российского дворянского сословия.

Ключевые слова

культурное пространство, Просвещение, русское дворянство, воспитание, образование, “новая порода людей”, образцы, закрытые учебные заведения, кадетские корпуса, Царскосельский лицей, Смольный институт, изоляция, дисциплина, поведение, выпускники.

Список литературы

Исследования

1 Аурова Н. Н. Система военного образования в России: Кадетские корпуса во второй половине XVIII – первой половине XIX века. М.: Изд-во Института российской истории РАН, 2003. 250 с.

2 Абрамов А. П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности условиях военного образования. Курск: Изд-во Юго-Западного государственного ун-та, 2010. 186 с.

3 Барашев М. А. Воспитание и образование русского дворянства второй половины XVIII – начала XIX веков. Владимир: Изд-во Владимирского государственного ун-та, 2005. 56 с. 

4 Гончаров М. А. Основные тенденции образования и воспитания в России XVIII века: монография. М.: Интеллект-Центр, 2011. 144 с.

5 Гордин А. М., Гордин М. А. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2006. Кн. 2. 216 с.

6 Демидовская А. Е. Женское воспитание и образование во Франции XVIII века. Архангельск: Изд. дом им. В. Н. Булатова Северного Арктического федерального ун-та, 2013. 151 с. 

7 Климкова М. А. «Край отеческий…». История усадьбы Боратынских. СПб.: Искусство-СПб, 2006. 623 с.

8 Комиссаренко С. С. Элита российской культуры. СПб.: Нестор, 2004. 236 с.

9 Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М.: ФЛИНТА, 2018. 148 с.

10 Литвинов С. В. Историческая динамика взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы (середина XVI – середина XIX вв.). М.: Книжный дом «Университет», 2008. 428 с.

11 Лядов В. И. Исторический очерк столетней жизни Воспитательного общества благородных девиц и Санктпетербургского Александровского училища. СПб.: Изд-во тип. дух. журн. «Странник», 1864. 111 с. 

12 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Новое время. СПб.: Пневма, 2002. 880 с.

13 Самсонова Т. П. Музыкальное образование в учебных заведениях Санкт-Петербурга XVIII века. СПб.: Изд-во Литературного государственного ун-та им. А. С. Пушкина, 2006. 58 с. 

14 Сыченков Б. П. Три века кадетства в России. М.: Дрофа, 2019. 336 с.

15 Jacquemin Hélène Livres et jeunes filles nobles à Saint-Cyr (1686–1793). Rennes: Collection Mnémosyne — Prix, 2005. 260 p.

16 La culture française en Russie (1700–1900) / ouvrage couronné par L’Academie des sciences morales et politiques. Paris: Librairie Hachette et Cie Publ., 1913. 250 p.

Источники

17 Руссо Ж. Ж. Эмиль или о воспитании / пер. с франц. П.Д. Первова. М.: Книгоизд. К. И. Тихомирова, 1911. 580 с.

18 Helvétius Cl.-A. De l`esprit. Paris: chez Durand, Libraire, 1758, 643 p. // La Bibliothèque Nationale de France. URL: http://classiques.uqac.ca (дата обращения: 17.08.2022)

PDF-файл

Скачать