Название статьи |
ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕЯ ДВОРЯНСКИХ ЗАКРЫТЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ЕЕ АДАПТАЦИЯ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. |
Автор/ы |
Н. С. Фуражева |
Сведения об авторе/авторах |
Наталья Сергеевна Фуражева — кандидат культурологии, доцент, Институт славянской культуры, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Хибинский пр., д. 6, 129337 г. Москва, Россия. |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2023 |
Номер журнала |
Т. 69 |
Страницы |
С. 106–118 |
Дата поступления статьи |
10.10.2022 |
Дата одобрения рецензентами |
05.12.2022 |
Дата публикации |
25.09.2023 |
Индекс DOI: |
http://doi.org/10.37816/2073-9567-2023-69-106-118 |
Индекс УДК |
008 |
Индекс ББК |
74.03(2) |
Аннотация |
Во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия в среде российского благородного сословия происходят значительные перемены. Возникает идея формирования дворянства нового типа с ориентацией на западные образцы, что влечет за собой перемены в системе образования и воспитания. Реализуется идея закрытых учебных заведений для воспитания новой дворянской элиты. Принципы обучения и воспитания в этих заведениях были заимствованы из идей французских просветителей, однако порой эти идеи претерпевали изменения в связи с адаптацией к особенностям российского общества данного периода. Основной была идея изоляции ребенка с раннего возраста от вредного влияния социальной среды и следование определенной педагогической концепции. И. И. Бецким были разработаны уставы для мужских и женских учебных заведений в России. Самыми распространенными военными заведениями того времени стали кадетские корпуса, служившие для Российской империи источником формирования лучших офицерских кадров. Примером светского учебного заведения для мальчиков стал известный, в основном благодаря своему первому выпуску, Царскосельский лицей. Смольный институт, основанный по примеру школы Святого Людовика в Сен-Сире, в дальнейшем послужил образцом для других институтов благородных девиц. Все эти заведения отличало жесткое следование уставу и строгая дисциплина. Несмотря на некоторые отрицательные черты образовательной системы, многие закрытые учебные заведения рассматриваемого периода взрастили лучших представителей российского дворянского сословия. |
Ключевые слова |
культурное пространство, Просвещение, русское дворянство, воспитание, образование, “новая порода людей”, образцы, закрытые учебные заведения, кадетские корпуса, Царскосельский лицей, Смольный институт, изоляция, дисциплина, поведение, выпускники. |
Список литературы |
Исследования 1 Аурова Н. Н. Система военного образования в России: Кадетские корпуса во второй половине XVIII – первой половине XIX века. М.: Изд-во Института российской истории РАН, 2003. 250 с. 2 Абрамов А. П. Отечественный и зарубежный опыт формирования личности условиях военного образования. Курск: Изд-во Юго-Западного государственного ун-та, 2010. 186 с. 3 Барашев М. А. Воспитание и образование русского дворянства второй половины XVIII – начала XIX веков. Владимир: Изд-во Владимирского государственного ун-та, 2005. 56 с. 4 Гончаров М. А. Основные тенденции образования и воспитания в России XVIII века: монография. М.: Интеллект-Центр, 2011. 144 с. 5 Гордин А. М., Гордин М. А. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2006. Кн. 2. 216 с. 6 Демидовская А. Е. Женское воспитание и образование во Франции XVIII века. Архангельск: Изд. дом им. В. Н. Булатова Северного Арктического федерального ун-та, 2013. 151 с. 7 Климкова М. А. «Край отеческий…». История усадьбы Боратынских. СПб.: Искусство-СПб, 2006. 623 с. 8 Комиссаренко С. С. Элита российской культуры. СПб.: Нестор, 2004. 236 с. 9 Курочкина И. Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М.: ФЛИНТА, 2018. 148 с. 10 Литвинов С. В. Историческая динамика взаимодействия русской культуры с культурами стран Западной Европы (середина XVI – середина XIX вв.). М.: Книжный дом «Университет», 2008. 428 с. 11 Лядов В. И. Исторический очерк столетней жизни Воспитательного общества благородных девиц и Санктпетербургского Александровского училища. СПб.: Изд-во тип. дух. журн. «Странник», 1864. 111 с. 12 Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. Новое время. СПб.: Пневма, 2002. 880 с. 13 Самсонова Т. П. Музыкальное образование в учебных заведениях Санкт-Петербурга XVIII века. СПб.: Изд-во Литературного государственного ун-та им. А. С. Пушкина, 2006. 58 с. 14 Сыченков Б. П. Три века кадетства в России. М.: Дрофа, 2019. 336 с. 15 Jacquemin Hélène Livres et jeunes filles nobles à Saint-Cyr (1686–1793). Rennes: Collection Mnémosyne — Prix, 2005. 260 p. 16 La culture française en Russie (1700–1900) / ouvrage couronné par L’Academie des sciences morales et politiques. Paris: Librairie Hachette et Cie Publ., 1913. 250 p. Источники 17 Руссо Ж. Ж. Эмиль или о воспитании / пер. с франц. П.Д. Первова. М.: Книгоизд. К. И. Тихомирова, 1911. 580 с. 18 Helvétius Cl.-A. De l`esprit. Paris: chez Durand, Libraire, 1758, 643 p. // La Bibliothèque Nationale de France. URL: http://classiques.uqac.ca (дата обращения: 17.08.2022) |