Название статьи

ТЕМА «ВЕРЫ» И «БЕЗВЕРИЯ» НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Автор/ы

В. К. Крылова

Сведения об авторе/авторах

Вера Климентьевна Крылова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Петровского, д. 1, 677027 г. Якутск, Россия. E-mail: kvkrepressgur@mail.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2020

Номер журнала

Т. 55

Страницы

С. 231–248

Дата поступления статьи

11.06.2019

Дата публикации

28.03.2020

Индекс DOI:

10.37816/2073-9567-2020-55-231-248

Индекс УДК

792.03

Индекс ББК

85.33

Аннотация

В статье рассматриваются перемены, наступившие после революционных событий, произошедших 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде, которые во многом изменили смысл и содержание театра. Задачей революции было уничтожение не только всего буржуазного строя, но и того культурного наследия, который в России создавался на протяжении столетий, и прежде всего религии. А так как с древних времен известна сила воздействия театра на психологию человека, то он и был определен одним из главных инструментов борьбы с религиозностью, прежде всего русского народа. В период трансформаций социокультурных процессов 1920–1930-х гг. деятельность театра оказалась особенно эффективна в деле изменения сознания российского общества. Гонение на веру было тотальным, советская власть продумала все до мелочей, чтобы под видом борьбы с голодом внести раскол церкви, тем самым как можно скорее искоренить духовность в людях. Таким образом, в условиях построения новой политической системы впервые за всю многовековую историю искусство становилось объектом политики, государственного строительства и относилось к области пропаганды. Понимая громадное воздействие театра на зрительскую аудиторию, идеологи марксистско-ленинского материализма, среди которых были А. В. Луначарский, А. А. Богданов, как и В. И. Ленин, считали первичной материю, а не дух. Для достижения своих целей они стремились использовать актерский талант при постановке таких антирелигиозных пьес, как «Савва» Леонида Андреева. Именно поэтому на нем и акцентировано внимание. Тем самым постепенно, неуклонно и через театр в том числе шел процесс воздействия на религиозность как одну из характерных особенностей российского социума того времени. Процесс не лояльный, а ожесточенный в силу того, что в кратчайший срок советской власти необходимо было уничтожить в человеке духовность и заменить ее революционной целесообразностью.

Ключевые слова

религия, раскол церкви, революционная целесообразность, спектакль «Савва» Леонида Андреева, религиозность, театр и политика, зрители, трансформация сценического образа.

Список литературы

1 Андреев Л. Н. «Савва» // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/a/andreew_l_n/ (дата обращения: 10.03.2018).

2 Андреев Л. Н. «Жизнь человека» // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/a/andreew_l_n/text_1030-1.shtml (дата обращения: 10.03.2018). 

3 Горький М. Леонид Андреев // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/a/andreew_ (дата обращения: 17.05.2018). 

4 Грен. Савва и зрители // Автономная Якутия. 1922. 22 августа. № 15. С. 2.

5 Декреты Советской власти. М.: Политиздат, 1983. Т. XI. Октябрь-ноябрь 1920 г. С. 197–201, 399.

6 Емельянов С. Модернизации России в контексте взаимодействия православной традиции и марксистской концепции // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2006. № 2. Т. 7. С. 60–74.

7 Изъятие церковных ценностей во время голода 1921–1922 гг. Идеологическая борьба против Церкви // Sir35.ru. URL: http://sir35.ru/rpc_2_2 (дата обращения: 12.03.2018). 

8 Карл Маркс, Фридрих Энгельс. К еврейскому вопросу. Собр. соч. 1955. Т. 1. С. 399 // Informaxinc.ru. URL: http://www.informaxinc.ru/ (дата обращения: 12.03.2018). 

9 Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия социального прагматизма (А. В. Луначарский и А. А. Богданов) // Lunacharsky.newgod.su. URL: http://lunacharsky.newgod.su/ (дата обращения 16.05.2018). 

10 Кознова И. Е., Никольский С. А. Прошлое в политике и культуре советской России // Вестник славянских культур. 2017. Т. 43. С. 54–55, 57–58.

11 Колесова И. С. Духовное содержание русского колокольного звона // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 6 (12): в 3 ч. Ч. III. С. 111–114.

12 Корнев В. А. Роль русской православной церкви в развитие русской национальной и государственной идеологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. I. C. 58–61.

13 Кудрявцев А. «Богиня разума» // Русская линия. URL: http://www.rusk.ru (дата обращения: 14.03.2018). 

14 Крупская Н. К. К пятилетию Октябрьской Революции // Работник просвещения. 1923. № 8. С. 15–19.

15 Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В. И. Собр. соч.: в 55 т. M.: Политиздат, 1967. Т. 24. С. 113–150.

16 Ленин В. И. О пролетарской культуре // Ленин В. И. Собр. соч.: в 55 т. M.: Полит-издат, 1967. Т. 41. С. 336–337.

17 Ленин В. И. Социализм и религия // Ленин В. И. Собр. соч.: в 55 т. M.: Политиздат, 1967. Т. 12. С. 143–147.

18 Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Ленин В. И. Собр. соч.: в 55 т. M.: Политиздат. 1967. Т. 45. С. 23–33.

19 Ленин В. И. Письмо М. Горькому // Ленин В. И. Собр. соч.: в 55 т.. M.: Политиздат, 1967. Т. 48. С. 230–233.

20 Лобазова О. Ф. Религиозность современного российского общества: социально философский анализ: дис… д-ра филос. наук. М., 2010. 314 c.

21 Луначарский А. В. Атеизм. Очерки по философии марксизма // Философский сб. М.: Звено, 1908. С. 107–161.

22 Луначарский А. В. Чехов в наши дни // Огонек. 1929. № 27. С. 1–2.

23 Никифоров-Волгин В. А. Алтарь затворенный. 1937 г. // Русь-фронт. URL: http://rusfront.ru/2655-altar-zatvorennyy.html (дата обращения: 14.02.2019).

24 Проц Д. Е. Типология характеров и способы их воплощения в драматургии Л. Н. Андреева // Dslib.net. URL: http://www.dslib.net/ru (дата обращения: 15.02.2019). 

25 Слезин А. А. Государственная политика в отношении религии и политический контроль среди молодежи в начале 1920-х годов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2009. № 2 (3). С. 92–98.

26 Сталин И. В. Об итогах XIII съезда РКП (б): Доклад на курсах секретарей укомов при ЦК РКП (б) 17 июня 1924 г. М.: ОГИЗ, 1947. Т. 6. С. 234–260. 

27 Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Антирелигиозные акции 1923 года в Донском регионе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 8 (22). Ч. 1. С. 199–204. 

28 Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. М.: Изд-во Московской патриархии, 1977. Т. 17. 248 с. 

29 Шульгин В. Н. Правый уклон свил свое прочное гнездо в педагогике // Работник просвещения. 1929. № 19. С. 1–6. 

30 Шулятиков В. М. Новая сцена и новая драма // Lib.ru. URL: http://az.lib.ru/s/shuljatikow_w_m/text_0460.shtml (дата обращения: 14.02.2019).

31 Ryan J. The Power and the Church: the Politburo against the Russian Orthodox Church in 1922 // Северо-Восток России на рубеже ХIХ–ХХ веков: власть и общество. Мат. Всерос. научн.-практич. конф. с междунар. уч., посвящ. 150-летию со дня рождения губернатора Якутской области И. И. Крафта. 20 мая 2011 г. / отв. ред. В. К. Крылова. Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2012. С. 127–133.

32 Neocosmos M. Transition, human rights and violence: rethinking a liberal political relationship in the African neo-colony // Interfacejournal.net. URL: http://www.interfacejournal.net/ (дата обращения: 16.05.2018).

33 Hannah Arendt Elemente und Ursprünge totaler Herrschaft München, 1986. 701 p. // Polit.ru. URL: http://www.polit.ru/article/2010/04 (дата обращения: 16.05.2018).

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации