Название статьи

ИЗОБРАЖЕНИЯ СВЯТЫХ ЖЕН В СОСТАВЕ КОМПОЗИЦИЙ РУССКИХ ИКОН С ОБРАЗОМ БОГОМАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ

Автор/ы

П.В. Пшеничный

Сведения об авторе/авторах

Петр Владимирович Пшеничный — аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, 119991 г. Москва, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0009-0004-3704-0046

E-mail: pshenichniy321@gmail.com

Рубрика

Искусствоведение

Год

2024

Номер журнала

Т. 71

Страницы

С. 249–262

Дата поступления статьи

07.04.2023

Дата одобрения рецензентами

15.10.2023

Дата публикации

25.03.2024

Индекс DOI:

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2024-71-249-262

Индекс УДК

7.072.2

Индекс ББК

85.1

Аннотация

Изображения святых жен в составе композиций с центральным образом Богоматери Знамение не были объектом специального исследования. Тем не менее, в древнерусском искусстве, особенно в Новгороде и во Пскове, встречается целый ряд памятников, где помещенное в верхней части композиции изображение Богоматери Знамение фланкируется образами свв. Параскевы и Анастасии. В древнерусской культуре существовало представление о том, что образы святых жен обладают не только апотропеическими функциями как святые мученицы, заступницы за христиан, не только являются часто изображавшимися святыми, но также представляют сложные богословско-аллегорические символы, связанные как с темами Воскресения (св. Анастасия) и Распятия (св. Пара- скева Пятница), так и с образами Христа и Богородицы, что особенно заметно по произведениям новгородской и псковской живописи. Святые жены отвечали за определенные грани повседневности, являлись покровительницами тех или иных занятий. Однако изображения святых жен имели и более широкое значение: они связаны с темой Евхаристии и искупительной жертвы Христа, являлись символами евангельских событий. Исходя из иконографического анализа памятников, изображения святых жен в сочетании с образом Богоматери Знамение и со святыми других чинов святости акцентировали те или иные грани богородичного культа и христологической тематики.

Ключевые слова

святые жены, Богоматерь Знамение, иконопись, древнерусская культура, образы святых, св. Параскева, св. Анастасия.

Список литературы

Исследования

1 Васильева О.А. Иконы Пскова. М.: Северный паломник, 2006. 512 с.

2 Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды // Журнал Министерства народного просвещения. СПб.: М.Н.П., 1877. № 1 (189). С. 186–252.

3 Иконы Великого Новгорода XI – начала XVI веков. М.: Северный паломник, 2008. 550 с.

4 Иконы Владимира и Суздаля. М.: Северный паломник, 2006. 576 с.

5 Иконы Вологды XIV–XVI веков. М.: Северный паломник, 2007. 823 с.

6 Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. Т. 6. 752 с. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 9. 752 с. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. 22. 752 с.

7 Псковская икона XIII–XVI веков / авт. вступ. ст. М.В. Алпатов, И.С. Родникова; сост. и авт. кат. И.С. Родникова. Л.: Аврора, 1990. 324 с.

8 Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М.: Наука, 1976. 392 с.

9 Смирнова Э.С. О местной традиции в новгородской живописи XV в. Иконы с избранными святыми и Богоматерью «Знамение» // Средневековое искусство. Русь. Грузия. М.: Наука, 1978. С. 193–211.

10 Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: Наука, 1995. С. 288–310.

11 Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982. 576 с.

12 Успенский Б.А. Филологические разыскание в области славянских древностей. М.: Изд-во Московского университета, 1982. 245 с.

13 Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2009. 593 с.

PDF-файл

Скачать